Анализ стихотворения Брюсова «Cумерки»


Автор и название стихотворения

Валерий Яковлевич Брюсов, стихотворение «Cумерки».

История создания стихотворения «Cумерки»

В начале двадцатого века в творчестве русских поэтов намечается тенденция отхода от классических норм стихосложения. Это происходило под влиянием французских литераторов-символистов. В России первооткрывателем этого течения считается Валерий Яковлевич Брюсов. Сначала он занимается переводами с французского, позже пишет свои произведения. Для него самым главным считалась свобода в искусстве. Он уходит от привычных всех тем и начинает показывать читателям совершенно новые грани поэзии. Особый интерес вызывает у В.Я. Брюсова тема города, нового, индустриального, вызывающего новые эмоции. Так, в 1906 году у него появляется стихотворение «Сумерки». Оно вошло в сборник «Все напевы», который вышел в печать в 1909 году. Это произведение стало его любовным признанием городу.

Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения «Cумерки»

Произведение «Сумерки» относится к пейзажной лирике. Это элегия, стихотворение, в котором преобладает задумчивая грусть, философское раздумье о вечернем городе.

Сюжет стихотворения «Сумерки» следующий: лирический герой — житель современного города. Когда на улице наступают сумерки, герой выходит полюбоваться новым мегаполисом. Полным ходом идет научно-техническая революция, вокруг всё преображается. Появляются фонари, телеграф, тротуарная плитка. Лирический герой идет по сумрачным улицам и отдыхает. Он наслаждается видом города, вокруг него «гетеры», такие же, как в античности, и вечер целует их в глаза. Преображение города происходит благодаря человеку, его изобретениям.

Стихотворение относится к городской пейзажной лирике. Тема — наслаждение красотой ночного города.

В этом произведении В.Я. Брюсов поднимает проблему восприятия окружающего мира. Каждый человек видит мир по-разному. Кто-то находит красоту в шелесте дождя, а лирический герой восхищается городскими фонарями, дорогой.

Проблема развития города —еще важный вопрос, над которым размышляет автор. Благодаря человеческим изобретениям город преображается, становится современнее, динамичнее, красивее.

Основная мысль поэта в том, что город стал неподражаемым, потому что идет научно-техническая революция. Красота города заметна именно в сумерки, когда на улицах воцаряется тишина, и становятся более заметны творения рук человеческих.


Художественные средства в стихотворении «Cумерки»

В передаче смысла произведения и создании настроения особую роль играют образы. В «Сумерках» самый главный образ — город, причем это слово поэт ни разу не использует. С помощью главных городских символов воссоздается представление о современном мегаполисе. В первую очередь, это фонари, которые поэт называет «электрические луны на выгнутых длинных стеблях». Телеграфные проводы, «струны», тротуарная плитка, сквер. Перед читателем возникает образ современного города, красота и новизна которого становится особенно заметна в вечернее время суток.

Второй ключевой образ — сумерки. В это время суета уходит, возникает чувство спокойности, умиротворения. Можно погулять по вечернему скверу, соединиться в едином душевном порыве с теми, кто также неравнодушен к городской среде, к ее прохладе, «к отуманенному скверу».

В стихотворении используется большое количество художественных средств. С помощью них поэт передает свое восхищение городом. Это метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.

Ритм сложный, четкий. Стихотворный размер — амфибрахий, когда происходит чередование второго ударного слога и двух безударных (2, 5,8,11). Рифма перекрестная, смешанная, то женская, то мужская.

Автор прибегает к использованию внутренней рифмы «о сумерки — осените…».

Композиция стихотворения «Cумерки»

Стихотворение «Сумерки» состоит из четырех четверостиший. Каждое — это отдельная законченная мысль. В первой строфе город становится волшебным. В нем не просто фонари и телеграфные проводы. В нем тайна, жизнь, чудеса.

Вторая строфа — происходит развитие действия. В этом волшебном городе происходит чудо: день сменяется вечерней прохладой.

Третья строфа — лирический герой описывает тех, кто также, как и он, любит погулять по вечернему скверу.

Четвертая строфа — открытое восхищение, признание любви к городу. Восклицание. Герой сравнивает «ропоты дня» и «сумерки», и понимает, что именно вечер — время, когда человеку открываются тайны, когда он наиболее восприимчив к красоте окружающего мира, когда он может творить и любить.

Ведущее переживание этого произведение — восторженно лирическое, нежное и трогательное.

Поэтическая лексика стихотворения «Cумерки»

Наряду с нейтральной, общеупотребительной лексикой можно отметить использование книжных слов высокого стиля — «незримых», «жаждущих», «гетеры». Это придает стихотворению таинственности и необычности. В.Я. Брюсов мастерски играет словами, сочетая их друг с другом и изменяя их. Так, в тексте появляется неологизм «ропоты». Это существительное не имеет множественного числа, автор же, используя эту форму, дает читателям возможность услышать стоны, жалобы дня.

Главные средства выразительности, используемые автором, метафора и сравнение. Город представлен живым и загадочным существом: «луны горят электричеством», «звенят струны», «сквер притих», «жаждущих тротуарных плит». Начинается текст с яркой метафоры, в которой обычные электрические фонари сравниваются с растениями на тонких стеблях.

Большое количество эпитетов: «янтарные круги циферблатов», «незримых и нежных руках», «сетью пленительно-зыбкой».

Стилистические фигуры в стихотворении «Cумерки»

Стихотворение «Сумерки» построено на инверсии. Это придает строчкам ритмичность и вкрадчивую интонацию (сначала идет сказуемое, а потом только подлежащее «Горят электричеством луны…»)

В последнем четверостишии сосредоточено сразу несколько приемов поэтического синтаксиса. Обращение к сумеркам и восклицание. Затем умолчание. Это наполняет финальную строфу экспрессией.

Поэтическая фонетика стихотворения «Cумерки»

В тексте автор активно использует звукопись. Повтор гласных звуков «о», «у», «ы» (ассонанс) делает стихотворение гармоничным, нежным и лиричным. Обилие сонорных согласных «л», «н», «м», «р» (аллитерация) наполняет город вечерними звуками.

Образ лирического героя в стихотворении «Cумерки»

Лирический герой в тексте передает чувства и эмоции автора стихотворения. Это необъятная и восторженная любовь к вечернему городу. Именно в сумерки парки, скверы, тротуары приобретают живые пленительные черты. Уходит суета дня, город погружается в прохладу, загораются фонари, и свет помогает увидеть новые очертания предметов.

Литературное направление

Стихотворение «Сумерки» относится к символизму. В.Я. Брюсов показывает образ большого города, не указывая его названия. Но читатель понимает, что это символ любого современного мегаполиса нашей страны. Символичны образы, которые находятся внутри города. Лирический герой живет в двух измерениях — в большом городе, оторванном от природы, и волшебном мире, который манит своей загадочностью, фонарями-растениями, отуманенным сквером.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»
  • Анализ стихотворения Брюсова «Сонет к форме»
  • Анализ стихотворения Брюсова «В будущем»
  • Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»