Анализ стихотворения Лермонтова «Бородино»


Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 г., когда в России на государственном уровне праздновали юбилейную дату из истории русского народа – двадцать пять лет со дня Бородинской битвы. Тем не менее, фундамент для художественного описания этого события был положен поэтом в 1830 г. Тогда 16-летний Лермонтов написал стих «Бородинское поле». Если первое произведение написано в торжественно-романтическом духе, второе являет собой рассказ солдата, отличающийся простой разговорной речью.

Тема произведения – Бородинское сражение 1812 года и подвиг русского народа. Автор хотел показать, что сила народного духа способна привести к победе над любым соперником, даже если кажется, что враг сильнее в разы. Поэт призывает потомков воспитывать в себе эту внутреннюю, могущественную силу, подкрепляя ее любовью к Отечеству.

В центре стихотворения М. Лермонтова «Бородино» – солдат, который был участником Бородинского сражения. Это и есть лирический герой. Также в стихе есть второстепенный образ мальчика, который расспрашивает мужчину о битве.

В первом куплете мальчишка спрашивает о войнах с войсками Наполеона, в его сознании сражение ассоциируется с пожарами. Речи ребенка пробуждают и память солдата. В начале он проводит параллель между поколениями: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…». Даже первые поражения лирический герой объясняет как волю Божью.


Герой вспоминает, как русские войска отступали под первыми натисками французов, рассказывает о том, как негодовали из-за отступления его сослуживцы. Наконец пробил заветный час и Бородинское поле дало русской армии возможность разгуляться. Лирический герой рассказывает, как враги подсмеивались над ними, ведь были уверенны в своей победе.

Попытки победить захватчиков в перестрелки были тщетными, пока полковник русских не поднял дух своих «детей». Почему «детей»? Видимо, под образом полковника подразумевается А. Кутузов. Его солдаты считали отцом. Отец-командир напомнил, что за Москву нужно стоять до последнего и, если это нужно, умереть. Его слова, действительно вернули уверенность и вскоре французы были побеждены. О том, насколько трудным был бой говорит художественная деталь: «отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, товарищей считать». Из этих строк становится понятно, что солдаты не думали о себе, только о защите родины.

В стихотворении М. Лермонтова «Бородино» разворачивается объемная панорама истории войны с Наполеоном, в центре которой Бородинская битва. Для воссоздания событий и переживаний лирического героя автор использует различные языковые средства выразительности. В тексте много метафор: «уж мы пойдем ломить стеною», «сражен булатом, он спит в сырой земле» (о смерти полковника), «не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки». Дополнительные акценты расставляются при помощи эпитетов («грозная сеча», «земля сырая», «пестрые значки»). Есть в тексте и одно сравнение: «земля тряслась – как наши груди».

Стихотворение состоит из семистиший с параллельной и кольцевой рифмой. По содержанию стих условно делится на две части: вопросы мальчика, воспоминания солдата о бое. Стихотворный размер «Бородина» – четырехстопный ямб, в некоторых строках с пиррихием.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ защитника Родины в стихотворении Лермонтова «Бородино»
  • Образ старого воина в стихотворении Лермонтова «Бородино»
  • Образ молодого солдата в стихотворении Лермонтова «Бородино»
  • История создания стихотворения Лермонтова «Бородино»