Анализ сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» (отрывок из трагедии Пушкина «Борис Годунов»)


Пьеса Александра Пушкина «Борис Годунов», события которой развиваются на протяжении 23 сцен, имела колоссальный успех у прогрессивной интеллигенции 19 века, и до сих пор представляет интерес для читателей.

Одним из ключевых эпизодов пьесы является пятая сцена с названием «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». Ее можно отнести еще к завязке основных событий. Здесь задействованы два персонажа: летописец Пимен и дьячок Григорий Отрепьев. Образ Пимена очень важен для драмы, однако, это единственная сцена, где он есть. Поэтому его монолог подан очень детально. Этот человек олицетворяет собой обобщенный образ русских летописцев. Григорий Отрепьев впервые появляется в пятом эпизоде и будет задействован и в других сценах. Для него это только начало. Если образ Пимена раскрывается полностью в одной сцене, то образ Григория будет раскрываться постепенно. И это вполне объяснимо, ведь на момент их беседы Пимен уже был опытным мудрым человеком, а Григорий – совсем еще юным иноком.

Слушая монолог Пимена о беде, настигшей несчастного царевича Димитрия, о кровавом злодеянии Бориса Годунова, Григорий Отрепьев приходит неожиданно к мысли выдать себя за царевича. Летописец указал, что Григорий имеет столько же лет, сколько имел бы Димитрий, если бы смог выжить.


Что же движет Григорием в намерении отнять трон у царя? Возможно, в какой-то мере это мнение Пимена о том, что Борис Годунов – это зло для России. Но, скорее всего, это честолюбие. Григорий хоть и был выходцем из рода бояр, все же не мог претендовать на хорошее положение в обществе. Он стал иноком, постригшись даже неведомо где. Однако смиренный способ жизни был далек для этого молодого человека. Дух авантюризма – вот что было ему присуще намного больше. К решению бежать с монастыря и осуществлять дерзкий план по завоеванию трона Григория подталкивает и сон, который снится ему трижды. В этом сне юноша видит, как он подымается вверх по огромной лестнице на башню. И с ее верхушки смотрит вниз на всю Москву. Но потом внезапно падает вниз. Однако не падение запоминается юноше, а ощущение безграничной власти над всем.

Юноша выведывает подробности о царевиче у Пимена и убегает с монастыря. С этого момента начинается его история как Самозванца. Вначале он руководствуется только личным честолюбием, но в дальнейшем сойти с намеченной цели ему не позволяют другие люди. Заручившись поддержкой у влиятельных поляков, Григорий попадает под их контроль. Так же влияет на юношу и его любимая девушка Марина Мнишек, мечтающая о статусе московской царицы.

Пимен рассказывает Григорию о своем насыщенном прошлом. Он брал участие во многих сражениях, видел, как вершится история на его глазах, был даже в Угличе, когда свершилось страшное с царевичем. Но сейчас он достиг понимания, что ему нужно смирение и духовное блаженство. Пимен находит то, что искал в монастыре. Однако он не сожалеет о прошлых событиях, так как многое повидав, он может это записать как послание для потомков. Пимен чувствует важность своей летописи, и поэтому старается описывать события детально и правдиво.

Беседуя с молодым иноком, Пимен советует ему смирять свою гордыню молитвами и постом. Но для юного человека этот совет не имеет большого значения. Григорий завидует тому, что Пимен многое повидал. Он хочет ратных подвигов, которые приносят славу. Но больше всего на свете он жаждет получить царскую власть.

В пьесе всего 23 сцены, одна из наиболее значимых – пятая. Именно здесь появляется образ летописца, устами которого говорит сам Пушкин, и здесь зарождается мечта Григория Отрепьева стать следующим царем.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ трагедии Пушкина «Борис Годунов»
  • Анализ монолога Пимена о значении труда летописца (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)
  • Анализ сна Гришки Отрепьева (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)
  • Словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)