Эффект исторической глубины в рассказе Бунина «Чистый понедельник»


Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник» некоторые литературоведы называют исторической новеллой, потому что помимо любовной истории читатель погружается в атмосферу Москвы 1912-1914 годов. Этот исторический период был необычен и интересен тем, что в одно время сошлось древнее, православное и новое революционное.

Эффект исторической глубины писатель добивался точными фактами, конкретными историческими деятелями, описанием зданий, улиц, быта жителей. Так, новым веянием времени являются рестораны «Эрмитаж», «Метрополь», «Прага». Древнее, наполненное духовностью, культурой — Храм Христа Спасителя, Марфо-Мариинская обитель, Новодевичий и Зачатьевский монастыри, кладбища.

Герои посещают светские мероприятия, которые показывают реальную культурную и историческую эпоху того времени. Не менее интересны портреты людей, которые создавали историю. Так, Он и Она посещают Художественный кружок, где читал лекции Андрей Белый. Автор рассказывает о Белом, как будто все время находится рядом с ним. Белый танцует и поет, выступает на эстраде. На Капустнике герои общаются с известными людьми. Станиславский показан с черными бровями и белыми волосами. Москвин, плотный с корытообразным лицом. Оба они серьезно танцуют канкан. Не менее колоритна фигура актера Качалова, подошедший к главным героям «бледный от хмеля». Трактир Егорова — еще одно место, в котором представлены развлечения того времени, быт и кухня.


Совершенно другую атмосферу читатель видит, когда Она рассказывает об исторических лицах, о кладбищах, храмах. В Её словах восторг от посещения Рогожского раскольничьего кладбища. Она рассказывает о похоронах архиепископа, вспоминая мельчайшие детали, упоминая рипиды и трикирии. Службы в храмах близки и понятны героине. Она смотрит на певцов, и в ее воображении возникают образы великих Пересвета и Осляби. Девушка посещает монастыри, проникается всем, что ее окружает. Героиня любит все древнее, сказания и историю.

Москва предстает перед читателями в двух реальностях. Первая — это тихая, умиротворенная, наполненная духом старины. Вторая — современная, разгульная, внедряющая новые правила и принципы поведения.

Соотношение современного и исторического сливается в образе героини, но читатель замечает, что ей не по нраву книги, которые приносит ей возлюбленный. Ей не нравится концерт Шаляпина, но она проникается красотой духовной музыки. Не говоря о любви к Богу, героиня чувствует ее в своем сердце. Она пока еще до конца не осознает этого, поэтому, прежде чем сделать окончательный выбор, пробует встать на разный дороги: греховную и праведную. Глазами героини показана историческая действительность с разных сторон.

Таким образом, перед читателями предстает не только любовная история, которая заканчивается для Него печально, но и историческая новелла. В ней максимально реалистично передана атмосфера того времени, быт народа, развлечения, его культурные и нравственные ценности.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Эволюция главной героини рассказа Бунина «Чистый понедельник»
  • Как в рассказе Бунина «Чистый понедельник» соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?
  • Почему так важны были для героини рассказа Бунина «Чистый понедельник» вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
  • Приметы московского быта начала 10-х гг. XX в. в рассказе Бунина «Чистый понедельник»