Как в рассказе Бунина «Чистый понедельник» соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?


Рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник» был написан в 1944 году, но рассказывает о Москве 1912-1914 годов. Автор хотел показать нам настоящее через призму прошлого. В его памяти всплывают различные объекты архитектуры, известные люди, популярные мероприятия. При этом смешивается настоящая, модная жизнь и глубокая проникновенная старина.

В это время между двумя молодыми людьми рождается чувство любви. Они оба молоды, красивы и готовы наслаждаться жизнью. Однако оказывается, что внутренний мир героини отличается от мира ее возлюбленного. Рестораны, гостиницы, капустники, здания современной Москвы — это отражение Его души. Он сторонник мирской жизни, он любит всё, что его окружает, радуется и готов сделать счастливой Её. Герой понятен и честен. Хочет жениться на любимой женщине, хотя со временем понимает, что совсем не знает ее.

Раскольничьи кладбища, монастыри, соборы, вера в Бога — это отражение души главной героини. Вместе с тем ей не чуждо и светское общество с шампанским, весельем, чтением современной литературы. Она еще не приняла решение, не поняла, какую сторону души выбрать. В ней всё было противоречиво. Она училась, но не знала зачем. Героиня любила вкусно поесть, однако не понимала, зачем люди едят. Она ехала на капустник и вспоминала святых. В девушке живет два мира — прошлое и настоящее. Эта связь осуществляется чаще всего вечером и ночью, когда стирается невидимая грань между мирами. Читатель видит, как меняется цветовая гамма. И из сумрачного дня появляется розоватая ночь.

Настоящее показывает людей, которые раскрепощены, греховны. Они — это «Метрополь», «Прага», «Эрмитаж», книги Шаляпина, лекции Белого. Прошлое же — это чистота, духовность, ощущение святости, которые воплощены в Храме Христа Спасителя, Новодевичьем монастыре, Мафо-Мариинской обители, героях Куликовской битвы Ослябе и Пересвете.


Не менее важна и звуковая составляющая. Героиня слышит, как бьет колокол. Она представляет, что точно такой же звук издавал колокол много лет назад, в пятнадцатом веке. В душах людей ничего не меняется. Всё та же чистая природная любовь к чему-то светлому, божественному.

В результате героиня делает непростой выбор — становится монахиней. Прощаясь с настоящим, Она навсегда уходит от черной, праздной стороны жизни. Теперь она служит Богу, искупает свои грехи и продолжает любить. Это отчетливо видно в последнем эпизоде, когда Он, спустя два, идет в храм и замечает там монахиню, похожую на его возлюбленную. И ему отчетливо показалось, что она смотрела на него.

Отражение конкретной эпохи и напоминание о древности очень важно для Бунина. Он, находясь в эмиграции, очень скучал по Москве, по ее улочкам, поэтому с такой силой и красотой описывает святые места города.

Автор создает эпоху того времени, полностью погружаясь в эту атмосферу. В его сознании происходит слияние древнего и нового, поэтического и музыкального, реального и вымышленного. А героиня стала воплощением этой ностальгии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Эволюция главной героини рассказа Бунина «Чистый понедельник»
  • Эффект исторической глубины в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Почему так важны были для героини рассказа Бунина «Чистый понедельник» вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
  • Приметы московского быта начала 10-х гг. XX в. в рассказе Бунина «Чистый понедельник»