Образ главного героя (Он) в рассказе Бунина «Чистый понедельник»

«Чистый понедельник» небольшой по объему рассказ, в котором раскрывается большой философский смысл. Главные герои любят, страдают и делают нелегкий жизненный выбор. Один из них Он, мужчина, которому пришлось пережить разлуку с любимой девушкой, хотя он искренне не хотел этого.



Портретная характеристика главного героя (Он)

Повествование ведется от лица главного героя. У него нет имени, для читателей это просто Он, молодой человек, приехавший в Москву из Пензенской губернии. По его словам, он был богат и здоров, очень красив «сицилийской красотой». У героя были смуглые черты лица, черные волосы, его красоту можно назвать «южной». О герое говорили, что Он «неприлично красив». Замечает это и его возлюбленная. Для нее он змей-искуситель.

Рассказчик не упоминает о своем образовании, но при внимательном изучении строк понимаем, что он начитан, умен. Об этом говорят книги, которые он читает. А его шутки, веселость и увлечение следствие незаурядного ума и легкомысленности.

Характер у молодого человека был живой страстный, он любил поговорить, пошутить, всегда готов к счастью. Именно его шутливое поведение и острый язык помогли ему сблизиться с главной героиней. Находясь на лекции Андрея Белого, Он неприлично захохотал, а Она в ответ тоже. С того момента герои стали встречаться, а Он полностью растворился в любви. Каждую субботу Ей привозили от него цветы, молодой человек водил ее по ресторанам и различным мероприятиям, причем неважно, что это было: капустник или Новодевичий монастырь. Персонажи вместе наслаждались тем, что их окружает. Читатель может заметить, что Он и Она любили носить богатые одежды. Так, автор несколько раз делает акцент на то, что у героя есть бобровый воротник, а Она предпочитает меха. Также молодые люди любили вкусно поесть. Так, в трактире Егорова влюбленные заказали блинов, икорки, шампанского.

На протяжении всего повествования герой одновременно любит и страдает. Он счастлив оттого, что может находиться с ней рядом, целовать ее меховой воротник, и испытывать муки, потому что Она не видела с ним совместного будущего. Они не были близки, и Он ощущал неполноту их отношений.

Характер персонажа поражает своей легкостью и спокойствием. Он не пытается что-то предпринимать, чтобы удержать возлюбленную, а принимает ее выбор. Герой готов страдать, испытывать душевные муки.

После совместной ночи девушка оставляет любимого человека, а он очень сильно переживает, ходит по кабакам, спивается. Только через два года он смог немного прийти в себя.

Цитатная характеристика главного героя (Он)

О внешности главного героя читатель узнает из его слов.

Я, будучи родом из Пензенской губернии, был в ту пору красив почему-то южной, горячей красотой, был даже “неприлично красив”…

Характер отличался живостью и веселостью, умел хорошо шутить.

…характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке.

…я был склонен к болтливости, к простосердечной веселости…

Вы ужасно болтливы и непоседливы (по словам главной героини).

Знакомство Её и Его произошло благодаря веселому нраву молодого человека на светском мероприятии:

…я так вертелся и хохотал, что она, случайно оказавшаяся в кресле рядом со мной и сперва с некоторым недоумением смотревшая на меня, тоже наконец рассмеялась…

Чувства Его к возлюбленной были сильными, страстными и вместе с тем сдержанными. Он умел контролировать их и не поддаваться порывам:

Не представляете вы себе всю силу моей любви к вам…

…был я несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее...

Я поминутно искал ее жаркие губы…

Наша неполная близость казалась мне иногда невыносимой…

И завтра, и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье... Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье!

Правда, как вы меня любите! (слова Её)

Чувства героя после расставания с любимой женщиной. Он разочарован в и несчастен в любви.

И долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно.

Взаимоотношения главного героя (Он) с другими героями произведения

Главный герой не имеет имени, Он довольно общительный веселый человек. Мужчина с удовольствием посещает различные вечера, театры, рестораны, праздники. Там он непринужденно шутит, веселится и, скорее всего, считается своим человеком в обществе. У него множество знакомых, которые являются известными людьми: актерами, писателями. Однако читатели могут судить об их взаимоотношениях только по нескольким фразам. Вряд ли они друзья, просто люди одного круга.

Близкие отношения сложились у персонажа с главной героиней, которая была загадочной и странной личностью. В ней было много противоречий. Девушка также, как и герой, посещала светские мероприятия, шутила, танцевала, любила вкусно поесть, выпивала шампанское. Ей нравились роскошные вещи. Она принимала ухаживания возлюбленного, читала по его совету книги. Кажется, что они гармоничная пара. Но, изучая внутренний мир героини, возлюбленный начинает замечать её религиозность и необычность.

Он любит Её очень сильно, самозабвенно. Для него является великим счастьем находиться рядом с Ней, идти позади Неё и любоваться следом маленькой ножки. Мужчина не требует от любимой близости, он готов ждать столько, сколько потребуется. Он разделяет любые увлечения девушки, внимательно слушает её рассказы о кладбищах, храмах, не отказывается сопровождать ее по таким местам. При этом он испытывает необъяснимую тревогу, предчувствуя расставание. Но герой не делает решительных шагов, не настаивает на узаконивании отношений, не торопит любимую с выбором. Он спокойно принимает то, что уготовано им судьбой.

Когда Она решила подарить ему последнюю ночь, Он был безумно счастлив. После Её ухода в монастырь, герой переживает, не может прийти в себя, начинает ходить по кабакам, много пить. В скором времени чувство любви сменилось равнодушием и безнадежностью.


Эволюция главного героя (Он) в процессе развития сюжета

С самого начала главный герой представлен человеком, который любит жизнь. Он ловит каждое ее мгновение. Чувствует запахи, видит цвета, ощущает вкус счастья. Мужчина влюблен вдохновенно и страстно, осознавая это, он не спешит меняться, его всё устраивает. Герой воспринимает жизнь такой, какая она есть, даже отказ возлюбленной от брака, не расстраивает его. Он привык принимать действительность и радоваться сегодняшнему дню. Его счастье с привкусом горечи, но оно удивительно сладкое и яркое.

Постепенно узнавая свою возлюбленную, герой начинает испытывать тревогу. Он замечает ее близость к духовному миру, к тому, что для него является загадкой. Тревожное чувство усиливается еще больше, когда между возлюбленными происходит близость. Он сравнивает это с пропастью, над которой оказался. По сути, герой оказывается змеем-искусителем. Он был чертовски красив, и героиня проходит испытание этой красотой. Свершается любовь земная, но героине такие чувства не нужны, они ей чужды.

И вот для Него наступает время разлуки. Она оставляет его, а герой теряет надежду. Теперь он стал другим, потерянным, безнадежно уставшим. Опыт неудачной любви оставил в его душе боль. Забыть об этом тяжело. Неслучайно, войдя в храм, он чувствует взгляд ее темных глаз. Мы не знаем точно, была ли это героиня или какая-то другая монахиня. А он думает, что встретил именно Её. Эта история изменила героя, заставила быть другим, более спокойным и равнодушным.

Прототипы главного героя (Он)

Помимо реальных героев, которые упоминаются в «Чистом понедельнике», о прототипах главных персонажей известно немного. Многие считают, что прототипами являются сам И.А. Бунин и его неофициальная жена Вера Пащенко. Молодые люди долго встречались, узнавали друг друга, а потом стали жить вместе. Но бедное существование не нравилось девушке. Вскоре между возлюбленными начали происходить ссоры, которые привели к разрыву отношений. Однако та гамма чувств, которую испытал писатель, помогла ему написать множество гениальных рассказов о любви.

Определение типического и индивидуального в образе главного героя (Он)

Главный герой представляет собой тип молодого человека начала 20 века. Автор не дает ему имя, указывая этим на обобщенность образа. Быт, увлечения героя характерны для большинства людей того времени. Это всевозможные посещения ресторанов, театров, вечеров. Герой вращается в кругу актеров, знаменитых людей.

Рассказчик почти ничего не говорит о себе, своем образовании или увлечении. Он целиком поглощен своим чувством. Узнать о Нем помогают книги Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера. Эти модные авторы были популярны у молодежи.

Он задорен, весел, наслаждается жизнью. Как и многие молодые люди, мужчина легкомыслен. Ему все равно, как будут развиваться отношения в дальнейшем, главное, что сейчас он счастлив. По сути, это образ бунинского повесы, который любит и страдает одновременно. Поведение после расставания также типично. Он ходит по кабакам, страдает, а потом разочаровывается и становится равнодушным. Потеря любимой женщины становится для него потерей смысла жизни.

Но автор наделил героя и индивидуальными чертами. Так его внешность была нетипична для аристократов. Он был дьявольски красив, в нем было заметно сочетание запада и востока. А его отношение к любимой женщине было индивидуально. Он любил ее так сильно, что мирился с ее загадочностью, увлечениями, противоречивыми взглядами на жизнь.


Авторское отношение к главному герою (Он)

О чувствах, взаимоотношениях влюбленных мы узнаем из уст рассказчика. В его словах все волнения, которые он испытывает, тревоги и переживания. Именно в них видно отношение автора к своему персонажу. Главный герой непосредствен, любит жизнь, умеет любить и страдать. Читатель замечает, что симпатия писателя на стороне героя. При этом автор не скрывает легкомыслия молодого человека, его легкости и недальновидности.

Кажется, что автор и есть рассказчик, который испытывает страстные чувства, переживает от того, что возлюбленная оставила его. Два года пытается забыть эту историю, а потом идет в храм, надеясь случайно встретить девушку.

По мнению Л.Н. Толстого, все люди проходят через три фазиса жизни. Первый — это получение удовольствия через любовь, рестораны, общение. Второй фазис — служение людям, помощь и забота. Третий фазис — обращение к Богу, счастье в духовном, возвышенном. Герой «Чистого понедельника» находится на границе первой и второй фазы, а героиня уже погрузилась в третий. Именно поэтому счастье между ними невозможно. Он и Она разные по своему развитию и целям в жизни.

И.А. Бунин считал «Чистый понедельник» своим лучшим произведением и благодарил Бога за то, что тот дал ему возможность написать такой глубокий рассказ.

Мое отношение к главному герою (Он)

Главный герой — это молодой человек, для которого главным в жизни является любовь, чувства. Он радуется каждому дню, любое мероприятие доставляет ему удовольствие. У меня герой вызывает симпатию. Он красив, умеет шутить, щедр. При этом молодой человек принимает свою девушку такой, какая она есть. Если девушка хочет пойти в ресторан, Он с радостью сопровождает Её. Если планирует посетить Новодевичий монастырь, то Он также идет с ней вместе. Любовь героя к Ней видна в каждой детали. Так, автор рассказывает о том, как мужчина шел позади своей возлюбленной и любовался следом от ее ножки.

Иногда становится обидно за мужчину, потому что Она относится к нему с холодностью, но это вызвано, скорее всего, тем, что девушка не хочет подпускать его слишком близко к себе и дарить надежду на продолжение отношений. А Он спокойно воспринимает это, не пытается протестовать и бороться. Но это не слабость, а принятие решения свое любимой. Так, автор говорит нам о том, что не нужно бояться того, что кто-то осудит твое поведение или решение.

Вывод

Таким образом, рассказ «Чистый понедельник» — это не только рассказ о несчастной любви, но и историческая новелла, в которой отчетливо видна ностальгия автора по уходящей России.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ главной героини (Она) в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Образ Москвы в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Тема Родины в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Идейно-художественное своеобразие рассказа Бунина «Чистый понедельник»