Образ Москвы в рассказе Бунина «Чистый понедельник»


События рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» происходят на фоне Москвы. Автором описывается Москва начала ХХ века.

В начале всего рассказа большое внимание уделяется светским мероприятиям и местам. Повествование начинается с описания конца «московского серого зимнего дня», когда «московская жизнь» «освобождалась от дневных дел». Именно тогда главный герой рассказа едет от Красных ворот, где живет сам, к храму Христа Спасителя, где живет возлюбленная героя. Читатель узнает о том, что знакомство между героями произошло в Художественном кружке, когда Андрей Белый читал свою лекцию.

Обычный распорядок дня главных героев был таков: они отправлялись в один из ресторанов (в повествовании говорится о «Праге», «Эрмитаже», «Метрополе», «Яре», «Стрельне»), после чего они уезжали на концерты или в театры, а затем вновь оказывались в каком-нибудь ресторане. Рассказчик думал о том, что так будет продолжаться каждый день.

Однако образ Москвы расширяется в день прощенного воскресения, когда главная героиня раскрывает свои интересы. До этого момента город раскрывался со стороны светского общества.

Главные герои отправляются в Новодевичий монастырь, где находятся могилы Эртеля и Чехова, на Ордынку, где располагается дом, в котором жил Грибоедов, на Охотный ряд, где находится трактир Егорова. Возлюбленная рассказчика упоминает Марфо-Мариинскую обитель, рассказывает о том, что посещала Рогожское кладбище, Зачатьевский монастырь и Чудов монастырь. Все эти места показывают Москву с абсолютно другой стороны.


Ближе к кульминации произведения И.А. Бунин вновь показывает аристократическую Москву. Он и Она отправляются на «капустник» Художественного театра.

Финал же произведения показывает Москву с религиозной стороны. Главный герой оказывается в следующий местах: Кремль, Архангельский собор, Ордынка, Грибоедовский переулок, Марфо-Мариинская обитель. В последнем месте Москвы герой встречает свою возлюбленную.

Образ Москвы реализуется не только конкретными местами, но и именами различных деятелей. Главный герой привозит своей возлюбленной произведения Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера и Пшибышевского, а также роман «Огненный ангел» В. Брюсова. В разговорах герои упоминают имена певца Шаляпина, писателя Андреева. Он и Она встречаются на «капустнике» с известными актерами и режиссерами того времени: Станиславским, Москвиным, Качаловым, Сулержицким.

Данные светские имена упоминаются параллельно с именами святых Петра и Февронии Муромских, богатырей Пересвета и Осляби.

На протяжении всего повествования писатель противопоставляет разгульную Москву Москве духовной.

Таким образом, И.А. Бунин показывает Москву с разных сторон, чтобы показать ее неоднозначность и разнообразие. Различные описания города позволяют передать особенности мировоззрения главных героев и продемонстрировать различия между ними, которые не позволили бы им обрести счастье друг с другом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ главного героя (Он) в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Образ главной героини (Она) в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Тема Родины в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
  • Идейно-художественное своеобразие рассказа Бунина «Чистый понедельник»