Образ главной героини (Она) в рассказе Бунина «Чистый понедельник»
Рассказ «Чистый понедельник» был написан в 1944 году, но отражает события начала двадцатого столетия, которые происходят в Москве. Автор, живя за границей, переживал за судьбу России, поэтому постарался вложить в произведение всю душу. Здесь не только история любви, но и прошлое, настоящее и будущее нашей страны. Главное место в рассказе занимает главная героиня, которой предстоит сделать важный жизненный выбор.
2. Цитатная характеристика главной героини (Она)
3. Взаимоотношения главной героини (Она) с другими героями произведения
4. Эволюция главной героини (Она) в процессе развития сюжета
5. Прототипы главной героини (Она)
6. Определение типического и индивидуального в образе главной героини (Она)
7. Авторское отношение к главной героини (Она)
8. Мое отношение к главной героини (Она)
9. Вывод
Портретная характеристика главной героини (Она)
Она, именно так называет в рассказе героиню И.А. Бунин, девушка, живущая на съемной квартире напротив храма Спасителя и Кремля. Её мать умерла, отец был купцом, жил и занимался делами в Твери. Она была молодой, богатой и красивой, такой же, как и ее возлюбленный. Рассказчик отмечает ее индийскую красоту: «черные волосы, брови, пунцовый рот», называет «Шамаханской царицей». Одевалась она изысканно и богато, любила бархатное красное или черное платье, золотые туфли, меха.
Самая главная черта ее характера — загадочность. Молодой человек не мог до конца понять свою возлюбленную. Часто она лежала на турецком диване с книгой в руках и молчала. Из дома Она могла не выходить двое-трое суток. Училась девушка на каких-то курсах, сама, не понимая, зачем ей это нужно.
Часто вместе со своим любимым человеком Она ездила на капустники, в театры, рестораны. Девушка признается, что это ей совсем не нравится, просто Он «таскает» её по этим злачным местам. Героине же больше по душе святые места: старинные кладбища, соборы, монастыри. Только там она чувствует себя спокойно и умиротворенно. В этом персонаже много противоречий. Она то едет в дорогой ресторан, заказывает шампанское и изысканной еды, то устремляется на раскольничье кладбище.
Герою Она рассказывает различные истории из прошлого, русские сказания, летописи, молитвы, при этом в глазах ее виден «тихий свет». А Он просто любит ее, готов наслаждаться каждой минутой, проведенной вместе. В финале рассказа героиня делает важный шаг в своей жизни: уходит в монастырь, чтобы навсегда посвятить себя служению Богу.
Цитатная характеристика главной героини (Она)
Характеристику девушке дает ее возлюбленный молодой человек.
«Жила она одна, — вдовый отец ее, просвещенный человек знатного купеческого рода, жил на покое в Твери…»
«В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру…»
«…за обедами и ужинами ела не меньше меня…»
Внешность героини.
«…у нее красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы… пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком…»
«…мы оба были богаты, здоровы, молоды…»
Характер девушки.
«…она была чаще всего молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала…»
«Она была загадочна, непонятна для меня, странны были и наши с ней отношения…»
Отношение к браку.
«Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь...»
Увлечения, вызывающие восторг.
«Я русское летописное, русские сказания так люблю, что до тех пор перечитываю…»
«Похоже было на то, что ей ничто не нужно: ни цветы, ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…»
«Явной слабостью ее была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех...»
Расставание героев.
«Нынче вечером я уезжаю в Тверь. Надолго ли, один бог знает...»
Взаимоотношения главной героини (Она) с другими героями произведения
В рассказе «Чистый понедельник» главная героиня общается чаще всего со своим молодым человеком, который был страстно влюблен в нее. Эпизодически показаны отношения девушки и людей, которые составляют аристократическое общество: актеры, писатели.
Так, с Андреем Белым, Качаловым, Сулержицким героиня общается в духе современности. Она танцует, пьет шампанское, смеется над шутками. Окружающие видят в ней светскую даму, которая красива и умна.
Непростые отношения сложились у Неё с возлюбленным. Он любит девушку и хочет жениться. Она же, понимая это, отказывает ему, говоря, что не создана для семейной жизни. Молодой человек счастлив от того, что может просто находиться рядом с любимой, смотреть на след ее ножки на снегу. Девушка старается держать его на расстоянии, позволяя ухаживать за ней. Вместе они посещают различные мероприятия, чаще светские: капустники, рестораны. Но однажды Она удивила возлюбленного, когда начала с восторгом рассказывать о рогожском кладбище, о монастырях и храмах. Оказывается, ей по душе все, что связано с древней историей. Это сказание о Петре и Февронии, истории об Ослябе и Пересвете, князь Северском, Юрии Долгоруком. Она говорит, что только в древних церквях осталась настоящая Русь, а также в церковных песнопениях. Только там героиня ощущает чувство родины и старины.
А герой вдруг понял, что совсем не знает свою любимую. Он удивляется её необычным знаниям, восторгу, мировоззрению. Автор приводит интересную параллель между древним сказанием и реальностью. Девушка говорит о том, что к женщине был подослан змей-искуситель, но она справилась с этим испытанием, а когда пришло время кончины, супруги приняли ее вместе. Таким же змеем-искусителем является ее возлюбленный. Он тоже красив и интересен, но героиня должна справиться с его чарами, освободиться от них и сделать правильный выбор. Финал сказания предполагает, что, если двое любят друг друга, они должны вместе пройти тот путь, который им уготован. Однако молодой человек пока еще не готов к такому развитию событий.
В Прощеное воскресенье Она приглашает любимого остаться у себя на ночь, а после близких отношений покидает его, оставив записку. Это становится кульминационном моментом отношений. Из записки следует, что героиня ушла в монастырь, где надеется обрести гармонию и душевное спокойствие.
Эволюция главной героини (Она) в процессе развития сюжета
На протяжении всего повествования героиня внутренне меняется. Сначала читателям кажется, что эта девушка обычная светская дама, которая с увлечением посещает рестораны, общается с известными людьми и принимает любовь своего молодого человека. Но оказывается, что внутренний мир Её сложен и загадочен. Ей по нраву не мирская жизнь, а духовная, наполненная церковными песнопениями, древними сказаниями. Героиня пока еще полностью не поняла, в чем ее призвание, от чего ее душа обретает гармонию. Девушка пытается понять, где ей хорошо, от чего в ее сердце загорается радостный огонек.
Посещение святых мест, колокольный звон, песнопения пробуждают в Её сердце необыкновенные эмоции. Она вдруг осознает, что ей нужно. И это не танец с Андреем Белым, не ужин в ресторане и даже не любовь с тем, кто боготворит ее. Героиня делает сложный выбор: уходит в монастырь, оставляя мужчину страдать.
Прототипы главной героини (Она)
Многие литературоведы придерживаются версии, что прототипом героини стала первая любовь молодого И.А. Бунина Вера Пащенко. Девушка была загадочна и непредсказуема. Она первая призналась писателю в любви, а он, испытав неведомые чувства и эмоции, был счастлив. Но продолжалась идиллия недолго. Вера стала обвинять возлюбленного в холодности, равнодушии, в недостаточном внимании. Скандалы, упреки выматывали Бунина. В конце концов девушка ушла бросила возлюбленного и нашла себе новый объект любви.
Писатель очень переживал по этому поводу, но эта история дала ему бесценный опыт любви, который он использовал при написании своего сборника «Темные аллеи», в том числе и рассказа «Чистый понедельник». Эти взаимоотношения с Верой Пащенко положили начало его философских размышлений о любви. Он понял, что любовь — это великое наслаждение и страшное мучение одновременно. Одно не может существовать без другого.
Определение типического и индивидуального в образе главной героини (Она)
Главная героиня рассказа «Чистый понедельник» живет в обществе и старается вести себя так, как многие женщины того времени. Она ходит на курсы, хотя не понимает, зачем ей это нужно, посещает лекции Андрея Белого. Она соглашается на предложение любимого человека и едет с ним в ресторан, капустник, театр. Её поведение типично для богатых и красивых женщин того времени. Герой рассказывает об их знакомстве, ее веселым настроении. Девушка умеет пошутить, а своим внешним видом она привлекает внимание окружающих людей. Героиня любит вкусно поесть, ей нравятся красивые и богатые вещи, например, мех, шелк, бархат. В ее квартире стоят вещи, характерные для московского быта начала двадцатого века. В них смесь восточного и европейского, впрочем, как и в самой героине.
У нее есть возлюбленный, которому Она позволяет ухаживать за собой, преподносить подарки, осыпать поцелуями. Но помимо всего этого, героиня индивидуальная личность, которая внутренне сильно отличается от других барышень. Ей совершенно не нравится светская жизнь. Те места, куда водит ее молодой человек, не вызывают в ней восторга. Душа девушки тянется к древней истории, к святым местам. Она находит утешение и спокойствие в монастырях, храмах, молитвах. Посещая рогожское кладбище, героиня долго восторгается похоронами, которые ей удалось увидеть. Она заметила величие, необъяснимую таинственность, красоту и ужас. Её нравятся легенды, сказания, она восхищается жизнью людей, которые причислены к лику святых.
Отношения с возлюбленным также нетипичны для пары. Она держит его на расстоянии, боясь дать надежду на развитие их отношений. Вместе с тем заметна их близость друг к другу. Они похожи внешне, делятся своими мыслями и чувствами. Например, она явственно ощущает его любовь и говорит об этом, как будто с сожалением, понимая, что ему будет трудно после расставания. В результате девушка прощается с героем и уходит в монастырь, что было также нетипично.
Авторское отношение к главной героини (Она)
В рассказе «Чистый понедельник» И.А. Бунин смог совместить две главные темы — любовь и Россию. Автор считал любовь величайшей тайной, которую невозможно познать до конца, поэтому отношения между героями часто не приходили к логическому завершению. Они обрывались на самой высшей точке наслаждения. Как правило, один из героев всегда любит, а другой позволяет себя любить.
Для Бунина главная героиня является воплощением судьбы России. В образ девушки он вложил те качества, которые видел в своей стране. Это загадочность, противоречивость, красота, богатство, постоянный бунт в душе. Несмотря на это, героиня делает правильный выбор — это дорога к Богу, к тому святому, древнему, чем богата Россия. Писатель видел спасение страны только в возвращении к духовным истокам и своей истории. Автор гордится тем, что его героиня нашла в себе силы справиться с искушением мирской жизни и обрела душевное удовлетворение, в отличие от героя, который только встает на этот путь спасения.
Мое отношение к главной героини (Она)
Читая рассказ «Чистый понедельник», я обратила внимание на Неё, главную героиню. Это красивая богатая девушка, для которой важное значение в жизни имели духовные символы, молитвы, история России. Однако Она не бросается сразу же в монастырь, а пытается понять себя и свои чувства. Героиня размышляет, слушает свое сердце, а когда осознает, что хочет ее душа, бросает мирскую жизнь.
Она была любима и любила сама, однако не была создана для семейной жизни. Она это прекрасно понимала, поэтому не обнадеживала возлюбленного. Я думаю, девушка поступила правильно, так как не могла лгать ему и себе. Невозможно представить, как сложилась бы ее жизнь, если бы отношения с молодым человеком закончились свадьбой и рождением детей. Скорее всего она сделала бы несчастными всех их. Её предназначение заключалось в служении Богу, только в церквях и храмах девушка ощущала умиротворение и гармонию в душе. Мне симпатична эта героиня. Думаю, что Она сделала правильный жизненный выбор, так как человек сможет быть счастлив только тогда, когда находит свое место в этом мире.
Вывод
Таким образом, образ главной героини многогранен и таинствен. Она любила героя, но смогла оставить его и начать новую духовную жизнь. Тем не менее, любовь всегда великое счастье, наслаждение, даже если она несет трагедию.