Фантастическое и реальное в повести Гоголя «Заколдованное место»


Повести Н.В. Гоголя окутаны мистикой. Его герои вступают в разговоры с нечистым, пытаются его обмануть. Частенько автор показывает и как сам черт «охотится» за человеком, чтобы «обморочить». Название повести «Заколдованное место» уже указывает на то, что в сюжете будут и фантастические, и реальные события.

Реальное и фантастическое в повести существуют отдельно, но есть точка, в которой они смыкается. Это, так называемое, заколдованное место, которое случайно открыл для себя дед рассказчика. Фантастическая составляющая произведения особенна, так как соответствует фольклорным традициям. Как же взаимодействуют два противоположных плана?

О том, что речь пойдет о нечистой силе автор предупреждает уже в начале, когда дьячок предупреждает, что шутить с дьяволом нельзя. Далее рассказчик переходит к описанию реальных событий. Здесь читатель узнает о семье дьячка. У его деда был баштан с грядками огурцов, дынь, арбузов, «цибули» и других овощей. Дед был крепок и его солидный возраст не мешал и хозяйство держать, и гостей встречать. На баштан часто заезжали чумаки. Дед щедро потчевал их, а один раз решил повеселиться. Герой начал плясать, получалось у него славно, но вот не задача, в одном месте он никак не мог «вытанцевать». Сдаваться он не привык, поэтому сделал несколько попыток. Когда же увидел, что ничего не получается, выругался на нечистого и вдруг попал в чертово место. Таким образом, в сюжет вплетается фантастика.

Дед узнает очертания гумна их волостного писаря и голубятню, но понимает: здесь обитает черт. Могилка со свечкой подсказывает герою, что в ней спрятан клад. Как, ни странно, старик не пугается случившегося и удачно находит дорогу домой, да еще и собирается вернуться назад за кладом. Эпизод, где дед вернулся домой реалистичный. Даже внукам герой не рассказывает, где был и что видел.


Фантастическая линия сюжета снова выступает на первый план, когда дед с заступом возвращается к могилке со свечками. Правда, не сразу удалось ему попасть к черту. Как оказалось, обычным путем туда не пройдешь, только через заколдованное место на баштане.

Во второй раз чертово место кажется страшнее. И это не удивительно: согласно народным рассказам, черт всегда пытается запугать, кладоискателей. Возле могилы со стариком начинают твориться странные вещи: то кто-то невидимый чхает ему в лицо, как только герой достает табак, то птичий клюв, баранья голова и медведь повторяют все, что он говорит. Но дед только смеется над проделками нечистого и упорно делает свое.

Когда герой достает котел и несет его домой, то чувствует, как за ним гонится нечисть, чешет по ногам прутьями. Старик знает, что в это время оглядываться нельзя. Этот эпизод очень напоминает народные рассказы о том, как в ночь на Ивана Купала ходят за папоротником.

Заканчивается «Заколдованное место» Н.В. Гоголя «смесью реального и фантастического»: деда появившегося из ниоткуда обливают помоями, в принесенном котле герой обнаруживает мусор, заколдованное место загородили плетнем, а когда пытались там что-то сажать, росло такое, что «и разобрать нельзя».

Реальные и фантастические события в анализированной повести развиваются отдельно, переплетаются только, когда главный герой «заигрывается» с чертом. Такое совмещение двух планов заставляет и читателя поверить в «нечисть», остерегает иметь дело с чертом.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Гоголя «Заколдованное место»
  • Язык повести Гоголя «Заколдованное место»
  • Образ деда Максима в повести Гоголя «Заколдованное место»
  • Чему учит повесть Гоголя «Заколдованное место»?