Фантастика и гротеск в романе «Мы»


В романе советского писателя Евгения Замятина «Мы» фантастика и гротеск связаны с образом общества будущего. В Едином государстве техники, разума и логики все строго подчинено порядку, чувства же попросту исключены, даже самое главное, которое дает жизнь – любовь. Эти светлые эмоции заменены талонами на удовлетворение обычных физиологических потребностей один раз в три дня.

Граждане Государства подчиняются всем установленным правилам, а исключения и отклонения от нормы сразу же сопровождаются доносами. Талант, дар и творчество – враги, которые должны быть уничтожены, искоренены до основания. Бунтарей здесь сразу подвергают лечению – хирургической операции по удалению даже малейших зачатков фантазии.

В Едином Государстве все доведено до абсурда. Ощущение счастья подчиняется строгому регламенту. Все равны, ходят в униформе, и они счастливы и не пытаются ничего изменить.

А ведь это даже не жизнь, а жалкое ее подобие. Часовая скрижаль дает четкое расписание: все жители в одно время встают, питаются, идут на работу и возвращаются с нее. Обитание в прозрачных домах, где даже нет места для личного пространства – это не просто ущемление человеческих прав, это их обнуление. Нет понятий отцовства и материнства, нет семьи – того главного института общества, на котором строится абсолютно все.


В антиутопии Евгений Замятин изображает то, как можно превратить человека в послушного робота, выполняющего все точно и безропотно, какими бы нелепыми не были эти требования и правила. Фантастичен тот факт, что это всех устраивает, никто не бунтует и не ропщет. Для жителей это идеальное государство, в котором не нужно принимать никаких решений, а мнение правителя Благодетеля является истиной в последней инстанции. Абсурдны выборы главы, кандидатура одна, как такого выбора совсем нет. Но никого это не тревожит, вот в чем вся суть. У Государства получилось достичь страшного – убить душу. У жителей нет имен. Их отличает только порядковый номер. В остальном же они одинаковые бездушные машины, живущие на пользу правителя.

И даже возрождение рассказчика Д-503 воспринимается как настоящая катастрофа. Обрести душу, научиться чувствовать и любить, испытывать эмоции, ревность – это очень плохо. Это нужно незамедлительно лечить.

Оказавшись в числе бунтарей и революционеров, главный герой чувствует себя некомфортно, он привык подчиняться и ему не нравится новая роль. Куда проще и понятнее жить, как раньше. Нет волнений и переживаний, не нужно ни о чем беспокоиться, за тебя все давно решили. И он снова возвращается в этот привычный уклад и мир. И с легким сердцем следит за тем, как казнят его возлюбленную. Ему нет до этого дела. Он излечен.

Евгений Замятин написан необычайно талантливый фантастический роман, в котором через форму гротеска показал к чему можно прийти на пути строительства «счастливого будущего».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема любви и долга в романе Замятина «Мы»
  • Личность и тоталитаризм в романе Замятина «Мы»
  • Социальный прогноз в романе Замятина «Мы»
  • Жанровое своеобразие романа Замятина «Мы»