Личность и тоталитаризм в романе Замятина «Мы»


Жанр известного романа советского писателя Евгения Замятина «Мы» - антиутопия. Мировая литература знает много произведений подобного рода, все они служили оценкой будущего.

Долгое время советский читатель и не знал о существовании этого романа, опубликован он был за пределами Советского Союза. Хотя и этого было достаточно, чтобы автор попал в травлю.

«Мы» - образ будущего, которое явно придется не по душе. Это предупреждение об опасности, идущей вместе с повсеместным распространением коммунизма и тоталитарного угнетения личности со всеми ее правами и даже обычными желаниями.

С первых страниц произведения мы попадаем в фантастическое Единое Государство. Во главе него – Благодетель, единовластный правитель. Жители этого удивительного места изолированы от всего мира. Государство окружено диким лесом, входить в который строго-настрого запрещено. Граждане живут в соответствии с единым режимом, будто солдаты в одной казарме. Все выполняется по строго составленному расписанию: утренний подъем, возвращение домой после трудового дня, приемы пищи, прогулки. Есть пресловутое «личное» время, на него выделено всего два часа.

И самое странное, что это никого не тревожит, не вызывает протеста. О жизни Государства мы узнаем из дневниковых записей рассказчика, который вполне счастлив и не испытывает дискомфорта от своего положения. Ему даже невдомек, что каждый человек – личность, индивидуальность, отличная от других. Для него это все заменено коллективным понятием «мы».


В этом Новом Государстве, которое якобы ждет нас в далеком будущем, все доведено до абсурда. У жителей нет имен, они заменены на порядковые номера. Существует контроль абсолютно надо всем, в том числе и сексуальной жизнью людей, которая разрешена один раз в три дня, причем партнеры строго определены и сменить их нельзя. Но это не семья, такого понятия совершенно нет. Эта ячейка общества исчезает. Все сводится к обычному удовлетворению физиологических потребностей.

Следующая нелепость: жители обитают в прозрачных домах. За ними ведется ежеминутное наблюдение. Можно опустить шторы только во время полового сношения, то есть раз в три дня.

Как нет семьи, так и нет понятий материнство и отцовство. У женщины есть долг перед государством – родить ребенка. И потом она должна сразу отдать его ему на верную службу.

В Едином Государстве нет вредных привычек: курение и алкоголь запрещены. Нельзя выходить на улицу после 23 часов. Все люди одинаковы, они носят униформу. Питаются же искусственно созданной пищей.

Получается, что поведение человека строго регламентируется, оно подчиняется порядку даже в самых мелочах. Лишь на короткое время главный герой вырывается из этих оков, он живет настоящей жизнью, любит. Но это его пугает и страшит. Он даже не может представить, что выбьется из общей колеи. В конце произведения после операции он снова становится винтиком огромной и бездушной государственной машины.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема любви и долга в романе Замятина «Мы»
  • Фантастика и гротеск в романе «Мы»
  • Социальный прогноз в романе Замятина «Мы»
  • Жанровое своеобразие романа Замятина «Мы»