Говорящие фамилии в романе Достоевского «Идиот»


Грандиозное по масштабу и замыслу исполнения произведение Ф.М. Достоевского «Идиот» пестрит многообразием фамилий, которые содержат свой скрытый смысл.

Известный литературовед В.Н. Топоров отмечал, что имена собственные некоторых персонажей плавно переходят в нарицательные наименования.

Символизм фамилий автора определен тенденцией мифопоэтического мышления. Значимость, заключенная в имени того или иного персонажа, разворачивается непосредственно в действие. Герой выполняет только то, что означает его имя.

Именно в романе «Идиот» мы четко прослеживаем это соответствие.

Условно все имена и фамилии действующих лиц романа Федора Михайловича можно разделить на три группы: звериные, птичьи, связанные с подвергнутым обработке природным материалом.

К первой относятся такие: Настасья Филипповна Барашкова, Лев Николаевич Мышкин, Ипполит Терентьев. Вторая группа представлена именами собственными следующих героев: Птицын, Лебедев и Иволгины. Ну и третья, включающая в себя только две - Рогожин и Епанчины.

Остановимся более подробно на фамилиях Рогожин и Епанчины, ведь именно эти персонажи играют главную роль в раскрытии образа главного героя романа, князя Мышкина.

Парфен Рогожин духовно близок к сектантству. Его привлекают старообрядческие традиции. Фамилия эта не случайна, она ассоциативно относит читателя к раскольничьему центру, сосредоточенному вокруг Рогожского кладбища.


Сектантский мотив здесь очень очевиден и тонко подчеркнут автором. Это имя связано не только непосредственно с конкретным кладбищем, но и с кладбищем в общем понимании смысла этого слова. Даже его дом напоминает это место. И этот момент не смущает героя, ему даже нравится это.

В целом же если обобщить, образ Парфена Рогожина – прямое напоминание о ритуале погребения. Актуализацию этого мы находим в сцене, когда два героя замирают возле тела Настасьи Филипповны.

Достоевский придавал особый смысл этой сцене, считая ее ключевой. Она соединяет двух действующих лиц через жертву (недаром фамилия героини Барашкова).

Рогожин, этот живой во всех своих проявлениях герой, работает на финал – смерть. Он четко понимает, как нужно уходить из жизни, делать это нужно без лишних слов.

Итак, во время совместного бдения возле мертвой героини, Парфен обеспокоен тем, чтобы никому не отдавать ее тела. Эта финальная сцена полностью раскрывает не только образ персонажа Рогожина, но и символизм его фамилии.

Достоевский показывает жертвенный мир, он трагичный, но не менее трагичен, считает автор, тот, который остается за его гранью.

С одной стороны мы видим жертвенного барашка – Настасью Филипповну, которая с легкостью и даже покорно принимает свою судьбу. А с другой стороны – птицы (Птицын, Иволгин, Лебедев), символ мелкоты и малой значимости природы человека, того мира, который утратил все свое божественное начало.

Носители птичьих фамилий – олицетворение мира, который стал полностью жидовским.

Остался только лишь небольшой островок, который еще сохраняет религиозность, - Мышкин и Настасья Филипповна.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Изображение мира хищников и карьеристов в романе Достоевского «Идиот»
  • Сцена чтения пушкинского стихотворения (анализ эпизода романа Достоевского «Идиот»)
  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода романа Достоевского «Идиот»)
  • Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (анализ эпизода романа Достоевского «Идиот»)