Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода романа Достоевского «Идиот»)


Значимым эпизодом в романе Федора Михайловича Достоевского стало венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны. Оно не скрывалось, а даже напротив, обсуждалось всеми, тем более что должно было произойти в самый разгар дачного сезона, когда в Павловске собиралось все светское общество.

Настасья Филипповна не обращала внимания на слухи и готовила самый лучший наряд, чтобы затмить своей красотой всех невест до нее. Многие не одобряли этой свадьбы и всячески пытались отговорить князя. Поговаривали, что будет устроен скандал.

И вот подошло время венчания. Невеста появилась перед толпой. Ее яркие черные глаза, горевшие, как раскаленные угли, вызвали против ожидаемого восторженные крики собравшихся. Но вдруг произошло непредвиденное – Настасья Филипповна увидела в толпе Рогожина, бросилась к нему и попросила увезти ее отсюда. Что Парфен и сделал.

Эта сцена вызывает неоднозначные чувства. Клубок тугих и запутанных отношений между Мышкиным и Настасьей Филипповной, наконец-то, распутан. Князь вначале очень любил девушку ,потом же ему стало попросту ее жаль, но он не отказывался от обязательств и даже не тяготился ими. Чего не скажешь о Барашковой. Настасья Филипповна мучилась от осознания того, что разрушает судьбу любимого человека. Она постоянно грустна и задумчива, в ее голове прочно засела эта мысль и не дает покоя.


Настасья Филипповна – женщина со сложной и трагической судьбой. Она подверглась домогательствам опекуна Тоцкого, ею цинично торговали, но из всех этих неприятных ситуаций девушка вышла чистой. Барашкова очень красива. Она с легкостью могла бы перевернуть мир. Но… Этот эпизод становится решающим в ее судьбе.

Следует отметить и еще один момент в сцене венчания двух главных героев. Князь ведь приехал намного раньше невесты. Он скрылся в алтаре, кое-как сумев туда протиснуться сквозь толпу собравшихся людей. Именно в этот момент и происходят странные изменения в Настасье Филипповне. В нее как будто вселяются бесы. Больше ничем такое поведение объяснить нельзя. Дьявол искушает героиню, зовет ее за собой, манит, никак не желает отпускать. И этот дьявол никто иной, как Рогожин. За 5 дней до венчания с невестой уже приключалось подобное: она билась в припадке и кричала, что Парфен пришел ее убить и спрятался в саду.

Князь пытался всеми силами спасти девушку. Но это ему так и не удалось. В сцене венчания героиня сама собственноручно отказывается от светлого и доброго пути. Трагедия уже неминуема. Впереди у нее только смерть, и она сама бросается на нож Парфена Рогожина, ведь больше просто ничего не остается.

Все герои Федора Михайловича Достоевского разделены на два мира, которые постоянно соединяются и сталкиваются. В анализируемом нами эпизоде происходит пересечение светлого религиозного мира князя Мышкина и темного мира Барашковой. Их соединение без жертвы невозможно. И такой жертвой становится Настасья Филипповна.

Все попытки Мышкина оказались тщетны. Героиню не спасти и не воскресить. Такова ее судьба.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Изображение мира хищников и карьеристов в романе Достоевского «Идиот»
  • Говорящие фамилии в романе Достоевского «Идиот»
  • Сцена чтения пушкинского стихотворения (анализ эпизода романа Достоевского «Идиот»)
  • Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (анализ эпизода романа Достоевского «Идиот»)