Художественные особенности комедии Гоголя «Ревизор»


Можно выделить ряд художественных особенностей, свойственных комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

Во время написания и постановки данной пьесы в театре в основном игрались водевили и фарсы. Н.В. Гоголь выходит за привычные рамки и отказывается от традиционных классицистических приемов, ставя в центр внимания реальную российскую действительность.

Сатира – это основной прием Н.В. Гоголя. Автору было важно сатирически изобразить современное ему общество, ему хотелось «собрать в одну кучу все дурное в России <…> и за одним разом посмеяться над всем». Н.В. Гоголь боялся, что читатели и зрители его комедию, где поднимаются важные общественные проблемы современного ему общества, воспримут как «веселый пустячок». В центре внимания комедии не конфликт между отдельными личностями, а конфликт между собирательными образами, в целом олицетворяющими порочное современное общество.

Сатирическими приемами являются нелепые и даже абсурдные ситуации, ирония, гротеск, гипербола, алогизм, саморазоблачение, текст вслух и в сторону, говорящие фамилии. Сами персонажи, их действия и их слова раскрывают их «грешки», их порочность, на которую указывают и «говорящие» фамилии, имена и отчества.


Важны композиционные особенности комедии. Есть эпиграф «На зеркало неча пенять, коли рожа крива», который перекликается со словами городничего, узнавшего, что Хлестаков – не ревизор: «Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!». Есть список действующих лиц, который позволяет читателю понять, что важное место в комедии занимает социальный статус действующих лиц. «Замечания для господ актеров» помогают еще больше раскрыть истинную сущность некоторых персонажей.

Завязка всей комедии заключена только в одной фразе: «К нам едет ревизор». Дальнейшее повествование посвящено тому, как чиновники пытаются угодить Хлестакову, которого ошибочно, чисто случайно приняли за ревизора.

Особенностью комедии является то, что главное лицо, вокруг которого строится все повествование, – ревизор – даже не появляется на сцене. На протяжении всего повествования о ревизоре только идет речь, он является внесценическим персонажем. А образ жандарма, который не указан в списке действующих лиц, становится своеобразным наказанием для чиновников.

В комедии отсутствует любовный конфликт в привычном его понимании. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной и Анной Андреевной становятся одним из комических эпизодов, с помощью которых раскрывается порочность всего российского общества. Образовавшийся «любовный треугольник» становится своеобразной пародией на традиционные любовные конфликты.

Особенностью «Ревизора» является то, что в комедии отсутствуют положительные персонажи. Это отличает гоголевскую комедию от традиционных комедий, в которых отрицательные персонажи противопоставлялись положительным. Абсолютно все герои «Ревизора» имеют недостатки. Сам Н.В. Гоголь утверждал, что единственным «честным, благородным лицом» является смех.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Ляпкина-Тряпкина в комедии Гоголя «Ревизор»
  • Образ Земляники в комедии Гоголя «Ревизор»
  • Образ Шпекина в комедии Гоголя «Ревизор»
  • Постановки комедии Гоголя «Ревизор» в Петербурге и Москве