Как изменяется авторское отношение к действительности на протяжении поэмы «Мертвые души»?


Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» - это уникальное произведение, в котором кроме героев присутствует и образ автора. Он уже не простой повествователь, а созидатель и аналитик. Автор проникает не только в дома к своим героям, но и в их души. Тем ни менее, он заверяет, что не имеет влияния на их решения. Так, к примеру, его Чичиков – личность самостоятельная и непредсказуемая. И, по словам Гоголя, он «туда и должен тащиться», куда соизволит его герой.

Тем ни менее, образ автора нельзя полностью отождествлять с личностью самого Гоголя. Это скорее его художественный двойник, при помощи которого он являет миру свои идеи.

Автор не просто рассказывает историю похождений Чичикова, а и оценивает происходящее, анализирует причину и следствие. Порой он «отдыхает» от основного сюжета и придается лирических размышлениям: философствует о реалиях современной ему жизни, вспоминает о более великом прошлом. В такие моменты особенно заметна обособленность автора, его собственная личность. Он – осязаемый герой, имеющий свою биографию, систему ценностей и уникальный взгляд на события. Автор точно анализирует каждое сюжетное действие, дает ему свою оценку в виде едкого иронического замечания или небольшой образной характеристики. Автор изображает в поэме настоящий мир – несовершенный, но не безнадежный.


Благодаря образу автора, Гоголь вскрывает «язвы» общественного устройства государства, показывает, как «хозяева жизни» (чиновники и помещики) не выполняют своих обязанностей, а только обворовывают и без того нищий народ.

Автор строит свое повествование таким образом, что исход событий непредсказуем даже для него. Герои наделены самостоятельностью, поэтому картина событий в поэме близка к настоящей жизни. Из-за этого авторское отношение к действительности изменятся на протяжении поэмы.

В первой части поэмы автор иронически смотрит на действительность, прописывая портреты своих героев при помощи приемов сатиры. В городке N властвуют «хозяева жизни» - чиновники и помещики. Об их низких нравах свидетельствуют даже их «говорящие» фамилии: Коробочка, Плюшкин, Собакевич и др. Они могут показаться простыми и даже смешными, ведь никто из них не является явственным чудовищем, а скорее весельчаком и «преприятнейшим» человеком. Но приглядевшись к их способу жизни, мы понимаем, что перед нами безответственные безнравственные люди. Автор осуждает бездеятельных праздных чиновников и скупых помещиков.

Отношение автора к центральному персонажу Чичикову тоже изменчиво. Он тащится за ним, как сказано ранее, повсюду и оценивает каждое его действие. Автор приходит в ужас при виде его жутких афер с душами, печалится тем, насколько эта личность низко упала. Однако есть в поэме эпизод, когда автор почти восхищается своим героем. Было это во время быстрой езды на тройке. Чичиков очень любил быструю езду, его душа словно преображалась, становилась намного чище и благороднее.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Гоголя, нуждаются в обличении?
  • Чем смешон и чем страшен чиновничий город в изображении Гоголя?
  • Какой изображена Русь крестьянская в поэме «Мертвые души»?
  • Как соединение комического и лирического начал в поеме Гоголя «Мертвые души» помогает понять ее идею?