Как соединение комического и лирического начал в поеме Гоголя «Мертвые души» помогает понять ее идею?


Великое произведение Гоголя «Мертвые души» часто ошибочно воспринимается только как сатиру на современное автору общество. Но при более глубоком его исследовании становится понятным, что важнее здесь лирическое начало. Да и сам автор назвал свое произведение поэмой неспроста, а намекая на лиризм.

Поэтому правильным будет рассматривать данное произведение в единстве комического и лирического начал. Что позволит глубже понять идею автора.

Нельзя отрицать, что в разоблачении пороков чиновников Гоголь использует приемы сатиры. Он едко высмеивает их, показывая гнилое нутро приспособленческой жизни. Все они – Коробочка, Собакевич, Чичиков, Ноздрев, Манилов и другие – олицетворение закостенелой ужасающей социально-политической жизни современной Гоголю России. Автор создает комические образы при помощи «говорящих» фамилий, гротеска.

Губернатор изображен человеком ограниченным, который только и умеет, что прекрасно вышивать по тюлю. И это все, чем может похвастаться значительное лицо.

Полицмейстер злоупотребляет своими полномочиями, заходя в любую лавку, словно к себе домой. Но и купцы ведут себя не лучше. Они не возмущены таким поведения полицмейстера, потому что тот закрывает глаза на их нечестные дела.


Прокурор изображен праздным человеком, любящим хорошо проводить время. А все обязанности в это время выполняет его стряпчий.

Чичиков, который только приезжает в неназванный автором чиновничий город, олицетворяет собой наиболее ужасный тип – беспринципного афериста и манипулятора.

Чиновники неназванного городка – ужасны в своих пороках. Однако автор не только на этом хотел акцентировать внимание читателей. За всей уродливой картиной социальной жизни он все еще видел чистую душу народа, способную на исцеление. Это хорошо видно в эпизоде, когда Чичиков мчится на тройке и его душа словно преображается. Ему нравится быстрая езда (а какому русскому человеку не нравится быстрая езда – спрашивает автор). Резвая тройка сравнивается с птицей. И видится герою в этой быстрой езде что-то величественное и дивное. А значит – не зачерствела еще его душа, способна стремится ввысь и вдаль! Гоголь раздумывает и о том, что сама Русь похожа на удалую тройку. Она тоже бойкая и несется всем ветрам назло только вперед.

В лирических отступлениях автор раскрывает свое истинное намерение – показать величие Руси. Порочные чиновники – это лишь небольшие язвы на ее теле, от которых нужно лечиться. Поэтому в первом томе своей поэмы Гоголь изображает нелицеприятную картину социальной жизни корыстолюбивых и себялюбивых управленцев. Но лишь для того, чтобы потом показать истинную сущность души народа, творческого и способного на исцеление. Чтобы осуществить великую идею, автор признавался, что ему нужно время для познания загадки души его народа.

Жаль, но Николаю Васильевичу Гоголю так и не удалось в полной мере осуществить свой замысел.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Гоголя, нуждаются в обличении?
  • Чем смешон и чем страшен чиновничий город в изображении Гоголя?
  • Как изменяется авторское отношение к действительности на протяжении поэмы «Мертвые души»?
  • Какой изображена Русь крестьянская в поэме «Мертвые души»?