Как проявляется авторская позиция в повести Карамзина «Бедная Лиза»?
Н.М. Карамзин прав, считая, что «творец всегда изображается в своих творениях». В любом произведении прослеживается авторская позиция: будь то маленькое лирическое стихотворение или объемный роман. Она отражает отношение создателя к рассматриваемым в произведении проблемам. Повесть «Бедная Лиза», законченная Карамзиным в 1792 году, подтверждает его мысль.
В небольшом произведении писатель ставит несколько вопросов. Его интересует проблема социального неравенства, счастья и предательства в жизни, внутренней красоты простого человека из народа. Он коснулся проблемы противопоставления жизни в городе и деревне, человека и природы. Используя различные способы выражения своей точки зрения, он дает ответ на все эти вопросы.
Перед нами повесть о трогательной любви простой крестьянской девушки Лизы и молодого дворянина Эраста. В ней автор не просто рассказчик, а полноправное действующее лицо в поведанной истории. В первых строках книги автор предстает как повествователь, рассказ ведется от первого лица. Это придает истории особую убедительность. Он любит гулять в том районе, где жила героиня вместе со своей матерью. Сам Эраст поведал автору печальную судьбу Лизы. На протяжении всего текста звучат прямые высказывания автора: «Сердце мое обливается кровью…», «Я не могу описать всего…» и другие. В них видно трепетное отношение к героям и происходящему, любовь к природе. Видно, что и сам он мягкий и добрый человек.
Автор отбирает те факты и эпизоды из жизни героев, которые помогаю полнее раскрыть идею. Эраст и Лиза не могут быть вместе. Девушка, чистая и благородная, искренне полюбила, поверила богатому повесе. Молодой человек оказался ветреным и несерьезным. Соблазнив Лизу, обманул ее ожидания и исчез. Проигрыш в карты и боязнь общественного мнения заставил его жениться на богатой вдове. Автор сочувствует девушке, грустит и плачет, проливая «слезы нежной грусти». Эраста осуждает, но ненависти к нему нет. Ему жаль, что нерешительный Эраст всю жизнь «не мог утешиться», был несчастлив и считал себя «убийцей» бедной девушки.
Для выражения своей авторской позиции Карамзин использует выразительные средства языка. Лизу автор называет «любезной», «милой» и «прекрасной», эти оценочные эпитеты выразительно говорят сами за себя. В тексте встречаются риторические восклицания и вопросы, междометия. «Но все сие может ли оправдать его?» - задается автор вопросом, на который ответ очевиден. Характеризуя Лизу, он несколько раз повторяет слово «чистая».
Выраженная в повести авторская точка зрения на рассматриваемые проблемы показала размышления Карамзина и его выводы, к которым он хотел подвести читателя.