Как в поэме Блока «Двенадцать» отразилась революционная эпоха?


А. Блок принял революцию с восторгом. После того, как он побывал в водовороте событий Октябрьской и Февральской революций, была написана поэма «Двенадцать». Всего несколько дней ушло на то, чтобы создать художественный образ начала ХХ столетия. О том, как Блок воспринимал перевороты, красноречиво говорят его статьи. Например, в публикации «Интеллигенция и революция» автор называет революцию «грозовым вихрем», «снежным бураном», а также гулом «о великом». По его мнению, такие события способны калечить людей или наоборот миловать их, но главное то, что революция беспрестанно несет к новому миру.

В поэме «Двенадцать» А. Блок заставил читателей посмотреть на переломные события глазами красноармейцев. Но перед тем как выплеснуть на бумагу все кровавые краски эпохи, автор готовит почву, используя символический образ ветра. Он то и толкуется как революция, ведь тоже способен сметать все на своем пути и пронизывать души окружающих. Поэт сразу очерчивает масштабы революции, говоря о том, что она распространилась по всем миру. Постепенно в поле зрения А. Блока остается только Петроград.

Образ революции создается из городского антуража главных и второстепенных героев, художественных деталей. Кажется, что революционный город совсем не защищенный от сквозняков, ветра и противного колючего снега. Его здания серые, угрюмые, впрочем, как и горожане. На таком фоне появляются двенадцать красногвардейцев.


Красногвардейцы – человеческое воплощение революции. Они должны охранять хоть какой-то порядок, но вместо этого и сами сеют хаос, оставляют за собой убитых и пограбленных. Оправданье им только одно – они рушат старый порядок, который другими способами одолеть просто невозможно.

В революционном хаосе то и дело появляются пережитки прошлого – буржуазия, поп, барышни. Всех их А. Блок изображает в саркастическом тоне. Например, попу он напоминает то, что некогда на его пузе светился крест, теперь же гордая его поступь переменилась на вкрадчивые перебежки. Старый мир запечатлен также в образе пса, который увязывается за красногвардейцами, но те прогоняют животное.

Революция не смотрит, кто на ее пути: мужчина, женщина или ребенок. Женщинам особенно нелегко жить в таких обстоятельствах, ведь они становятся беззащитными. В поэме жертвой революции становится Катька. Можно утверждать, что убийство было спровоцировано поведением героини. Но кто знает, как бы сложилась ее судьба, живи она в мирное время.

Александр Блок в поэме «Двенадцать не идеализирует революцию, не подает ее в романтическом ключе, как это делали другие писатели. Он показывает события такими, как они были на самом деле. При этом автор не забывает о психологии героев. Он выделяет из компании красногвардейцев Петруху, чтобы отобразить внутреннее состояние участников революции.

Образ революции в произведении А. Блока толкуют по-разному. Но воспринимать серьезно можно только толкования, основанные на мировоззрении А. Блока, его восприятии событий начала ХХ столетия.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему «Двенадцать» - это эпиграф столетия?
  • Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?
  • Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
  • Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»