Зачем в конце поэмы Блока «Двенадцать» появляется образ Иисуса Христа?


Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком всего за 20 дней, но расшифровать ее смысл пытаются до сих пор. Каждое поколение литературоведов вносило свою лепту в толкование этого произведения. Одна из ключевых тайн, над которой вот уже столько лет ломают голову исследователи, – образ Иисуса Христа в «белом венчике из роз».

Он появляется в конце поэмы. В контексте революционной темы появление Иисуса неожиданное, ведь все 12 стихов описывают разруху, кровопролития, грабежи, насилие. Атмосфера в них сохраняется угрюмая. Иисус же – носитель Добра, Любови и Света. Кажется, он освещает путь борцам за новый уклад, подсказывает, что они движутся в правильном направлении. Возможно, Христос напоминает, что люди отреклись от его заповедей пора бы вспомнить о них, ради нового будущего.

До недавнего времени большинство ученых придерживалось мнения, что Христос – символ счастливого будущего в «новых условиях». Некоторые современные литературоведы считают, что он на самом деле – Антихрист. Кстати, такие мысли бытовали и среди тех современников А. Блока, которые представляли православную церковь. Доля правды в таком утверждении есть. Иисус идет впереди красноармейцев, которые разрушают все на своем пути, убивают и грабят людей во имя революции.

Интересным, но неубедительным является утверждение Максимилиана Волошина о том, что красноармейцы гонятся за Христом, чтобы убить его.


Тем не менее, нужно учитывать то, что сам Блок принял революцию как путь к новой жизни, позитивным изменениям. Этот факт и разрушает новое толкование символического евангельского образа. Кроме того, следует обращать внимание на красноречивую художественную деталь – белый венок из роз. Католики считают, что роза – это символ Девы Марии, белый цвет же означает невинность, чистоту, обновление Земли и Неба, благословение высших сил. Таким образом, автор указывает на соединение Неба и земли, Святого духа и Девы Марии. «Белый венчик» противопоставляется «красному флагу».

Образ Христа следует анализировать неотрывно от образа 12 красноармейцев, которые символизируют двенадцать апостолов. Литературоведы называют их «апостолами революции». Христос идет впереди них, как бы благословляя путь к «новому миру». Их поход напоминает картину мироздания, которая покоряется гармонии и стихии. За Христом бежит пес, символизирующий «старое». Расставляя, таким образом, персонажей, автор намекает, что революционеры еще не полностью избавились от пережитков недавнего уклада.

Учитывая мотивы творчества А. Блока, можно утверждать, что Христос для него – нравственный идеал, ведущий человечество к светлому бытию. Он является светлой целью, которая оправдывает средства борьбы.

Образ Христа – образ-символ, который, с одной стороны, ставит точку в сюжете, а с другой – заканчивает его троеточием. Образ несет смысловую нагрузку, толковать которую нужно комплексно: с точки зрения религии, политики, истории и авторского мировоззрения.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему «Двенадцать» - это эпиграф столетия?
  • Как в поэме Блока «Двенадцать» отразилась революционная эпоха?
  • Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
  • Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать»