Какова авторская позиция по отношению к браконьерству? (по повести Астафьева «Царь-рыба»)


Сборник новелл Виктора Астафьева «Царь-рыба» был издан в конце 20 столетия и никого не оставил равнодушным. Вокруг него сразу разгорелись дискуссии и споры. Чем же вызван такой интерес? Все просто: автор поднял острую тему взаимоотношений человека и природы.

Одна из главных проблем, обозначенная на страницах книги, - браконьерство. Попробуем определить, каково же отношение самого Астафьева к этим преступникам?

Браконьерство – зло, и с этим не поспоришь. Писатель рисует образ Игнатьича, умелого и удалого рыбака, посвятившего рыбной ловле всю жизнь. Этот герой пользуется уважением у односельчан, помогает советом и делом. Но все эти человеческие качества сводятся на нет из-за жадности и стремления урвать как можно больше. Игнатьич – настоящий браконьер.

Зачем же Астафьев показывает судьбу этого героя? Возможно, для того, чтобы убедить в том, что человек, хоть раз сотворивший зло и нашедший этому поступку оправдание, будет так вести себя и дальше, не боясь наказания. А оно неизменно придет, обольщаться не стоит.

Так, а все же, как относится сам автор к браконьерству? Астафьев считает это деяние непоправимым злом, разрушающим все вокруг. Причем, он полагает, что такими поступками люди разрушают не только природу вокруг себя, но и внутри, человеческую сущность губят они. Браконьеры – самоубийцы, в них нет ничего живого, нет души.


И именно бездуховность вызывает откровенно неприязненное отношение Виктора Астафьева к браконьерам. Под этим термином автор, конечно, понимает, не отсутствие культуры, а нежелание признавать нравственные нормы и принципы, отсутствие ответственности за содеянное зло.

Астафьев испытывает мучительную боль, глядя, как его земляки переступили черту. Рыба нужна им не для того, чтобы прокормиться, а с целью наживы, соревнования. Но он не судит героев. Он же, наоборот, пытается наставить их на истинный путь, хочет заставить исцелиться и предлагает различные испытания.

Виктор Астафьев – гениальный писатель, который заставил задуматься об острых и наболевших вопросах. Грубо вмешиваясь в жизнь природы, человек лишает ее гармонии, тем самым он преступает нравственный закон. Кто проявляет в отношении природы жестокость, обижает ее, должен понести наказание. Не может быть борьбы между этими двумя инстанциями, человек и природа завязаны воедино, и эту нить никогда не разорвать.

Важно сохранить те духовные взаимоотношения, которые были в истории предшествующих поколений. Человек у Астафьева не побеждает. Наоборот, он вынужден каяться и просить прощения. Люди, выступившие против законов природы, в конце концов приходят к тому, что нужно ей подчиняться. Природа – это храм, и хозяйничать там не получится.

Астафьев верит, что добро все же восторжествует, и в каждом из нас верх возьмет человек, который будет относиться и природе и всем окружающим богатствам уважительно, а не потребительски. Только тогда получится достичь того извечного духовного единства человека и природы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Игратьича и Сантьяго
  • Взаимоотношения человека и природы в повести Астафьева «Царь-рыба»
  • Композиция повести Астафьева «Царь-рыба»
  • Каковы нравственные уроки «Царь-рыбы» для современного молодого человека?