Композиция повести Астафьева «Царь-рыба»


Виктор Астафьев – гениальный автор, на страницах своих произведений размышляющий о том, насколько связан человек с природой и как он должен вести себя по отношению к ней. Автор предлагает нам вместе с ним обдумать следующее мнение: можно ли хозяйствовать и брать сполна все окружающие богатства или же следует поклоняться им?

Сборник новелл «Царь-рыба», тематически раскрывающий обозначенные выше вопросы, был издан в конце 20 века и сразу привлек пристальное внимание читателей и критиков.

Если мы попытаемся точно определить основную мысль этого произведения, то звучит она следующим образом: размышления о людях, почитающих природу как святыню и о наказании тем, кто относится к ней жестоко и безнравственно.

Но сегодня нас будет интересовать не столько тематика, сколько композиция этого сборника. Он включает в себя 12 рассказов. Сюжет завязан на путешествии автора по малой родине - Сибири.

Сразу следует отметить, что в произведении два эпиграфа. Первый – строки стихотворения гениального поэта Николая Рубцова. Второй же – высказывание малоизвестного американского ученого Халдора Шепли. И один, и другой готовят нас к тому, что будет в сборнике, отражая его противоречивое содержание. Новеллы рисуют образ родного края, поруганного и истощенного людьми и веру в то, что еще все можно исправить, вернуть гармоничное взаимодействие человека и природы.


Итак, что же касается композиции, то первым в сборнике стоит рассказ «Бойе». Такое странное название в переводе означает «друг». Как позднее выясняется, это кличка собаки. Символичный же смысл слова звучит как преданность и беззащитность.

Центром первой части становится новелла «Капля». В ней мы знакомимся с размышлениями Астафьева о величии и красоте природы. Автор предлагает задуматься над тем, что мы несем огромную ответственность за то, что совершаем.

Следуя далее композиции сборника, мы читаем рассказы, повествующие о жизни браконьеров: «Дамка», «У Золотой Карги», «Рыбак Грохотало». Эти люди, с которыми знакомит нас писатель, сложных характеров. Да и судьба у них у всех непростая.

Одноименная с книгой глава – яркое и эмоциональное произведение. Оно повествует о судьбе умелого и удачливого рыбака, который в силу своей жадности оказался на одном крючке с огромной рыбой – осетром.

Окончанием первой части сборника стала новелла «Летит чёрное перо». По жанру этот рассказ напоминает репортаж. Автор будто предлагает нам вместе с ним побывать на месте, где происходят описываемые события.

В книге «Царь-рыба» есть и вторая часть. Ее центральным персонажем стал охотник Аким. Первый рассказ – изображение детства Акимки, а также описание его семьи. Следом идут рассказы, повествующие о его жизни человека огромной и открытой души. Их названия: «Поминки», «Туруханская лилия», «Сон в белых горах».

Заключительным произведением сборника является новелла «Нет мне ответа». Лирическая миниатюра позволяет пофилософствовать вместе с автором: время и пространство не важны. Ты родился человеком, значит, останься им навсегда.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Игратьича и Сантьяго
  • Взаимоотношения человека и природы в повести Астафьева «Царь-рыба»
  • Какова авторская позиция по отношению к браконьерству? (по повести Астафьева «Царь-рыба»)
  • Каковы нравственные уроки «Царь-рыбы» для современного молодого человека?