Какую роль в поэме Лермонтова «Мцыри» играют сравнения, эпитеты, метафоры, риторические вопросы?
Романтическая поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» занимает особое место в творчестве данного писателя, ибо произведение это, во многом автобиографично. Ещё в юношестве Лермонтову пришла идея написать историю о некоем молодом монахе, который вырос в монастыре, но ему так и не удалось побывать на Родине и найти свою настоящую семью. Его непостижимый идеал - свобода, которая становится разочарованием в конце поэмы, ведь сбежать насовсем ему так и не удаётся.
По канонам романтизма, Мцыри находится в конфликте с обществом. Когда его только привезли в монастырь, главный герой не понимал язык, на котором говорили старшие монахи, а их вероисповедание было чуждо ему: «Сначала бегал он от всех, / Бродил безмолвен, одинок...». Данная цитата взята из второй главы поэмы, где Лермонтов говорит о внутренних переживаниях главного героя, когда он впервые оказался в монастыре среди чужих для него людей. Мцыри рос ребёнком закрытым и печальным, ничего не приносило ему радость - «чужд ребяческих утех».
Автор использует интересный приём, который можно наблюдать и в его романе «Герой нашего времени» (1840). Писатель умышленно делает акцент на внутреннем мире героя, оттого о побеге и гибели Мцыри читатель узнает ещё во второй главе, в конце которой главный герой перед смертью и начинает свою исповедь перед рассказчиком. Так основное внимание публика фокусирует не на внешних событиях, а на внутренних переживаниях Мцыри. Получается, что его исповедь занимает 24 главы из 26, ведь первые две - это экспозиция.
Особую роль в раскрытии внутреннего мира героя занимают изобразительно-выразительные средства, используемые автором. Сам текст «Мцыри» богат тропами, например, сравнениями. Вот несколько примеров: «Дерев, разросшихся кругом, / Шумящих свежею толпой, / Как братья в пляске круговой». Или же: «Я видел горные хребты, / Причудливые, как мечты...». Здесь главный герой рассказывает о том, что он видел на воле. Мцыри восхищается природой, и она не страшит его даже во время грозы.
Многочисленные эпитеты делают описания природы и исповедь Мцыри более выразительными: «божий сад», «пустых не тратя слёз», «милых душ», «седой незыблемый Кавказ», «трёх блаженных дней».
Благодаря метафорам читатель понимает, как Мцыри относится к природе и сравнивает себя с ней, потому что она также свободолюбива и неукротима, недаром он говорит, что чувствует её. Рассмотрим метафоры из текста: «прозрачной зеленью листов», «могучий конь, в степи чужой», «огонь безжалостного дня».
Отдельного внимания заслуживают риторические вопросы, которые задаёт Мцыри. Например: «А душу можно ль рассказать?». Такой вопрос главный герой задаёт перед своей исповедью, потому что ему захотелось, чтобы люди наконец-то поняли его, и он не боялся осуждения со стороны монахов: «Что за нужда? Ты жил, старик! / Тебе есть в мире что забыть...». Здесь Мцыри обращается к старику и говорит о том, что ему, в отличие от пожилого монаха, нечего вспомнить из своей жизни, потому что годы его прошли в неволе, поэтому и трёхдневный побег для него «блаженный».
Таким образом, использованные Лермонтовым тропы в поэме «Мцыри» позволяют читателю глубже взглянуть на душевные переживания главного героя и понять его.