Лирическое и эпическое в рассказе Бунина «Танька»
Рассказ «Танька» был написан в 1893 году пока еще никому не известным писателем Иваном Буниным. Но именно с этого произведения начался отсчет серьезного литературного пути этого автора, ставшего впоследствии первым нобелевским лауреатом.
Исследователи творчества Бунина указывают на то, что первые его рассказы правильнее было бы называть литературными очерками, так как в них сложно найти сюжет. Но такое определение не относится к рассказу «Танька».
В рассказе легко определить элементы сюжета: продажу лошади можно считать экспозицией произведения, завязкой – тайный уход Таньки утром на пруд, встреча девчонки с едущим из города барином Павлом Антоновичем становится развитием действия. Есть в рассказе и кульминационный момент – размышления старика о судьбе маленькой девчонки из крестьянской семьи. Сон же Таньки – развязка действия.
Если еще более углубиться в анализ рассказа, то можно отметить внутри него целых четыре отдельные истории, каждая из которых напоминает законченное произведение.
Но на примере этого рассказа хочется остановиться на другой особенности творчества даровитого писателя. Яркой чертой художественного метода Бунина является совмещение лирического и эпического начал.
Так вот элементами эпического в рассказе «Танька» становятся следующие сюжетные части: описание крестьянского быта, разговор матери со странником и продажа лошади.
Начав читать произведение, мы понимаем, насколько тяжела доля крестьян. Наступило голодное время. В доме подрастает двое маленьких детей, а кормить их совершенно нечем. Печку приходится топить соломой. От нее в доме не становится теплее. Родителям Таньки пришлось продать последнюю живность: лошадники увели со двора кобылу, последнюю кормилицу, только вот денег предложили за нее ничтожно мало. Но пришлось согласиться и на такую сумму, в противном случае через пару недель и этого выручить не получится.
К лирическому же в этом рассказе можно отнести то, как неожиданно автор вводит нас в повествование. Мы будто сразу погружаемся в ситуацию, становимся невольными свидетелями тех голодных и холодных будней. И вместе с проснувшейся продрогшей девочкой следим за тем, что происходит вокруг, вспоминаем счастливое прошлое.
Неожиданный финал также является характерной чертой лирического. Рассказ завершается неожиданно, он будто обрывается на самом интересном месте. Танька видит сон, в котором вереницей проносятся все впечатления прошедшего дня. И все. Что же дальше будет с этой девочкой? Автор не дает ответа на этот вопрос. Он предлагает читателю самому представить, каким будет будущее Таньки, самому додумать финал этого произведения.
Вот такой необычный этот, казалось бы, совершенно простой, на первый взгляд, рассказ. Сколько разнообразных приемов соединяет он в себе: лирическое и эпическое, противопоставление двух миров, крестьянского и барского, рассказы в рассказе. Бунин, действительно, - непревзойденный мастер художественного слова.