Можно ли назвать сказку Ершова «Конёк-горбунок» волшебной?


Сказка - это один из первых нравственных учителей человека. В детстве мы воспринимаем данный жанр фольклора как интересную выдуманную историю. Однако с годами люди понимают, что сказки далеко не выдумка для детей, а полноценное литературное произведение, несущее в себе определенный авторский замысел, обычно он основывается на идеях нравственности, а юные читатели узнают о достойных и недостойных человеческих поступках. Так через призму вымышленного дети узнают о реальной жизни и её проблемах.

Например, сказка Петра Ершова «Конёк-горбунок» известна ни одному поколению. На примере жизненной истории Ивана-дурака писатель показывает, почему человеку важно помогать ближнему, поднимает тему роли дружбы в жизни человека. Главный герой и конёк-горбунок были одной командой, благодаря чему им удавалось преодолевать любые препятствия, которые уготовила им судьба. За отзывчивость и отвагу Иван-дурак стал новым государем и женился на Царь-девице. Так можно ли назвать «Конька-горбунка» волшебной сказкой, если лироэпический текст П. Ершова раскрывает важные социальные проблемы?

Начнём с того, что главной отличительной особенностью жанра волшебной сказки как такового, является присутствие в произведении говорящих животных. Они часто наделены человеческими чертами и выступают в роли отдельных персонажей. Достаточно вспомнить начало истории про Ивана-дурака. Когда главный герой узнал, что кобылица растоптала пшеницу, выращенную его семьёй, он поймал её, но та пообещала ему родить трёх коней. Последним из них и был конёк-горбунок, ставший впоследствии верным другом главного героя.


Отсюда же вытекает ещё один признак волшебной сказки: наличие своеобразного «помощника», в роли которого часто выступают именно животные. Конёк-горбунок даёт дельные советы Ивану-дураку, однако тот не всегда прислушивается к товарищу, что привело к негативным последствиям: ослушавшись, главный герой подбирает перо жар-птицы и жалеет потом о своём поступке. Царь, который узнал о волшебном пере, потребовал найти птицу, с которой оно упало.

В действительности читатель понимает, что это художественный вымысел. Стоит ещё обратить внимание на троекратные повторы в произведении, что тоже характерно для волшебной сказки: три ночи трое братьев пытались выяснить, кто топчет пшеницу, трёх коней родила кобылица, «по три утрени зари» Иван должен был выпустить кобылицу на волю.

Автору удалось сохранить в произведении баланс реального и вымышленного. В отдельных эпизодах читатель может наблюдать проявления волшебного и вымышленного. Например, магическое перо жар-птицы, которое нашёл Иван или поляна «из чистого сребра», куда прилетают жар-птицы. Вспомним и заколдованного кита, у которого на хвосте «сыр-бор шумит» в качестве наказания.

Таким образом, «Конёк-горбунок» - это волшебная сказка, состоящая не только из авторского вымысла и элементов волшебства, но и из нравственных уроков для юных читателей, которые учат их добру и отзывчивости по отношению к ближнему.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Иван получает и красавицу жену, и царство? (по сказке Ершова «Конёк-горбунок»)
  • Цитатный план сказки Ершова «Конёк-горбунок»
  • Сложный план сказки Ершова «Конёк-горбунок»
  • Отзыв о сказке Ершова «Конёк-горбунок»