Мотив гибели в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»


В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ярко выражен мотив смерти. С каждой строкой этот мотив усиливает свое звучание.

Мотив смерти виден уже в эпиграфе рассказа, который сохранился только в первом издании. И.А. Бунин показывает неотвратимость «горя» Вавилона, то есть гибели. На это же указывает и название корабля, на котором отправляется в путешествие семья господина, – «Атлантида».

С самого начала повествования мотив смерти выражен не конкретно, а образно. Автор отмечает, что господин до своего путешествия «не жил, а лишь существовал». И.А. Бунин подчеркивает, что господин за свои 58 лет жил не по-настоящему, то есть уже был мертв. Господин был уверен в том, что, отправляясь в путешествие, он только «приступал к жизни», возлагая надежды на будущее. Все это время господин работал (с помощью чужого труда), копил деньги и мечтал о том, чтобы жить, не задумываясь о том, что для жизни у него совсем не осталось времени.

И.А. Бунин, демонстрируя образ жизни богатых, знатных и влиятельных людей, показывает, что они уже давно мертвы внутренне, что их существование никак нельзя назвать жизнью.

О приближающейся смерти главного героя говорят различные детали. Господин отправляется в Рим, чтобы там услышать католическую молитву покаяния. Эта молитва читается перед смертью.


Трагичное настроение усиливается с помощью пейзажных зарисовок. Постоянные дожди, серые и черные оттенки будто говорят читателю о приближающейся смерти кого-то из пассажиров корабля.

Также И.А. Бунин уделяет внимание описанию «наследного принца», который путешествовал инкогнито. Автор подчеркивает то, что усы персонажа «сквозили как у мертвого», и то, что он был «деревянным».

Помимо этого, похожим на труп был и принц, на которого обратила внимание дочь господина. Его кожа, по описанию И.А. Бунина, была будто натянута и слегла лакирована. Данное описание подчеркивает схожесть с мумией.

Мотив смерти доходит до своего наивысшего проявления в сцене гибели главного героя. Читая газету, господин увидел, как строчки «вспыхнули перед ним стеклянным блеском». В этот момент тело господина перестало находиться под контролем. И.А. Бунин довольно подробно описывает то, что происходило с господином в момент его смерти.

Однако данный мотив не перестает звучать в рассказе. Отдыхающие на корабле люди не сочувствовали господину, а только расстроились тому, что их вечер был испорчен. Хозяин отказался переносить героя в его комнату, за которую при жизни господин заплатил немалые деньги. У господина из Сан-Франциско не было даже самого простого и дешевого гроба, его тело положили в ящик из-под содовой. Все это говорит о том, что людям было все равно на горе, с которым столкнулась семья господина, что они думали лишь о себе, о своей прибыли или о своих развлечениях. Такое равнодушие и даже жестокость говорят о том, что люди на корабле «Атлантида» давно внутренне мертвы, в них не осталось ничего человеческого.

Таким образом, мотив смерти наблюдается в первоначальном эпиграфе, в названии корабля, в отдельных деталях и образах, в отсутствии настоящей жизни у представителей высшего света и, наконец, в сцене смерти господина из Сан-Франциско.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Женские образы в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • История создания рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Роль эпиграфа в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Актуальность рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско» в наши дни