Нравственные уроки в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»


М.Е. Салтыков-Щедрин главной целью написания сказки «Премудрый пискарь» ставил не только высмеять современные ему общественные пороки, но и показать поколению правильный жизненный путь.

Писатель, сатирически описывая бесполезную жизнь премудрого пискаря, дает нравственные уроки не только детям, но и взрослым людям.

Главный урок заключается в том, что нужно не просто существовать в мире, а по-настоящему жить, радоваться этой жизни, брать от нее все, что только можно, чтобы в старости не сожалеть о том, что все возможности навсегда упущены.

Не нужно бояться трудностей и пасовать перед ними. Ведь все препятствия можно преодолеть, а потом с радостью вспоминать об этом.

Только эмоции, даже крайне отрицательные, могут возбудить действительное чувство жизни, а не просто существования. Это и есть насыщенная жизнь, о которой можно потом рассказать своим родным близким, как это сделал пискарь-отец, рассказывая о том, как его однажды поймали и чуть было не сделали из него уху.

Зарывать себя в нору – значит постепенно убивать самого себя. Писатель подчеркивает, что внутренняя смерть намного хуже внешней. Лучше погибнуть от пасти щуки или клешней рака, чем собственноручно закапать себя в могилу.

М.Е. Салтыков-Щедрин назидает: лучше прожить интересную и насыщенную жизнь, пусть и короткую, нежели жить целых сто лет в узкой пещере, не принося ни себе, ни обществу никакой пользы.


Писатель не просто показывает, насколько пуста и ничтожна жизнь маленького пискаря, но и предлагает поразмышлять над своей жизнью и ее предназначением.

Пискарь сам себе задает вопросы: какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

Главный герой понимает, что он абсолютно ничего не совершил в этой жизни, не оставил свой след в общественной жизни. Он одинок, у него нет родных и близких ему людей. Он ничтожен и пуст, хотя прожил такую долгую жизнь, о которой и рассказать-то ему некому.

Жизнь пискаря подходит к концу, а из воспоминаний у него осталось только наставление отца да и то, что он всю жизнь только дрожал. Жил – дрожал, и умирал – дрожал.

Автор композиционно строит произведение так, что на все вопросы, которые задает себе пискарь, отвечает и читатель, который может сделать определенные выводы, исходя из своих ответов.

Произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина заставляет задуматься о смысле человеческой жизни. Страх убивает и делает жизнь невыносимой, только радость жизни способна сделать ее по-настоящему счастливой. Затворничество и боязнь перемен – самостоятельное лишение жизни.

Сказка «Премудрый пискарь» учит благородству и смелости, которые отсутствуют у главного героя – трусливой и слабой рыбки.

Писатель обличает беспомощность, однобокость и ограниченность взглядов, а также нежелание жить по-настоящему. Сказка не столько развлекает читателя, сколько преподает ему настоящий нравственный урок.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Пискаря в сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Главная мысль сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»
  • Композиция сказки Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
  • Актуальна ли сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» сегодня?