О чём предупреждает нас Толстой в повести «Хаджи-Мурат»?


Стремление к добру, к миру во всем мире должно быть единым абсолютно для всех людей. Об этом следует помнить! В противном случае нас ждет гибель без вины, без смысла, жестокая и ненужная никому. Именно об этом предупреждает читателей великий автор, Лев Николаевич Толстой, на страницах своей повести «Хаджи-Мурат». Автор высказывается резко и негативно по отношению к резне, к уничтожению друг друга, он провозглашает жизнь, светлую, счастливую и спокойную.

Автор утверждает, что созидание всегда выше разрушения. И совершенно неважно, что мы принадлежим к разным национальностям, мы всегда сможем найти общий язык.

Борьба за власть порождает жестокость. И в тексте повести можно найти подтверждение этой мысли. Хаджи-Мурат размышляет, для чего ему нужна власть? В мечтах он уже представляет себя во главе войска, идущим пленить Шамиля. За полонение главного русского врага император Николай наградит Хаджи-Мурата и поставит его не просто во главе Аварии, а во главе всей Чечни.


Толстой на страницах повести показывает два враждующих лагеря: горцев и русских. Но это не целые народы, а лишь их отдельные единицы. Посмотрим для сравнения образы офицера Бутлера и жителей аула, в разорении которого он участвовал.

Для молодого ротного командира война – игра, где нет раненых и убитых, а если же они все-таки появляются, он старается этого попросту не замечать. Когда Бутлер по приказанию самого Николая I выступает в поход, на душе у него радостно, даже весело. Да, порой в его голове проносились мысли, что война таит опасность, что можно даже умереть, но всерьез Бутлер об этом даже не задумывался. Сражение для командира – возможность получить награды и уважение окружающих его людей. О возвышенном поэтическом представлении о войне свидетельствует и стремление Бутлера не смотреть на раненых и убитых. Так он проходит мимо трупа, замечая явные признаки, такие, как неестественное положение тела и красные пятна на нем, но, не рассматривая его, а специально отводя взгляд. Горцев же Бутлер не воспринимает как людей, у которых есть семья, свои планы и мечты. Для него они просто конные джигиты, с которыми нужно вступать в схватку.

Но для жителей аула война представляется страшной разрушительной силой, они теряют близких людей, имущество, нажитое годами, разрушено. Мы видим старика Садо, который возвращается в аул после набега. В его сакле провалена крыша, сожжены двери и столбы. Но страшнее всего смерть сына, красивого молодого парня, которому еще жить бы да жить. И это не единственный убитый в ауле. Привозят еще два тела, и повсюду слышится не просто женский плач, а вой. Слыша его, люди испытывают чувство, которое даже не подвластно описанию, это не просто ненависть, это что-то большее, это невозможность видеть в людях человеческий облик.

Лев Николаевич Толстой предупреждает, страшна не сама война, а то, что она делает с человеком. Зачем нужны эти бессмысленные смерти? Кому они нужны? Власти? Но ведь гибнут обычные люди, молодые, не успевшие пожить. Остановитесь, - призывает автор, - пока еще не поздно!




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • История создания повести Толстого «Хаджи-Мурат»
  • Композиция повести Толстого «Хаджи-Мурат»
  • Размышляя над повестью Толстого «Хаджи-Мурат»
  • Для чего народам нужна война? (по повести Толстого «Хаджи-Мурат»)