Образ Бабы-яги в сказке Шварца «Два клена»


«Два клена» — увлекательная и добрая пьеса-сказка Е.Л. Шварца, в которой встречается много традиционных сказочных персонажей. А народная сказка редко обходится без Бабы-яги.

Баба-яга – один из самых колоритных образов русских сказок. Это ведьма, хозяйка леса, советчица, обладательница волшебных предметов и хранительница тайн. Чаще всего, это отрицательный персонаж в образе старухи, живущей в лесной избушке на курьих ножках, куда попадает главный герой. В сказках встречаются разные образы Бабы-яги: Яга-воительница, Яга-дарительница и Яга-похитительница.

В сказке-пьесе Шварца Баба-яга предстает в образе похитительницы. Здесь она подлая, лживая, изворотливая злодейка, которая поймала и заколдовала детей главной героини Василисы.

Она самовлюбленная эгоистка, которая презирает дружбу и людей за то, что они заботятся друг о дружке. В то время, как сама Баба-яга хвалится, что у других людей тысячи забот о близких, а она только о себе любимой печется. Поэтому она знает, как ловить людей на свой крючок: «Поймаешь одного человечка на крючок – сейчас же и другие следом потянутся». Любовь к ближнему для нее слабость. Ее нарциссизм проявляется в постоянном самовосхвалении и любовании: «Я, Баба-яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка!», - приговаривает она, сидя перед зеркалом.


Слово свое Баба-яга не держит. «Не нанимайся! От нее доброго слова не дождешься. Она только себя и хвалит»,- предупреждает Медведь Василису, когда ведьма предложила женщине работать на себя до тех пор, пока она ее не похвалит. Но ведьма не умеет благодарить. Любое доброе слово ей поперек горла становится. Любую положительную характеристику о себе, сказанную в шутку, ведьма воспринимает как личное оскорбление. Зато ее распирает от гордости, когда Иванушка называет ее обманщицей: «Спасибо на добром слове», - отвечает Баба-яга, первый и единственный раз произнося слова благодарности за всю пьесу.

Баба-яга любит только саму себя. У нее нет друзей, а с теми, кто был, она перессорилась. Все, кто ей служат, служат поневоле. Медведь попал к ней в кабалу, когда занял пшеницы, чтобы накормить своих друзей. С тех пор, три года она держит его на цепи. Она заставляет людей работать на себя, чтобы самой «жить по-царски». Даже курьи ножки, которые столько лет безропотно служат ей, не слышали доброго слова от нее. Когда Бабу-ягу запирают в избушке, она понимает, что ей не к кому обраться за помощью: Людоеда она прогнала из леса из-за двух копеек, со своей подругой ведьмой она поссорилась вовсе из-за гроша. Ее вредность и скверный характер заставляет окружающих отвернуться от нее, а все зло, причиненное другим, возвращается обратно.

В отличие от многих других сказок, здесь Баба-яга не вызывает страх. Одинокая, никем не любимая, она скорее вызывает жалость. Даже ее прислужники при любом удобном случае вставляют ей палки в колёса. В конце Баба-яга не раскаивается в своих поступках. Она настолько упряма в своем эгоизме, что, даже оказавшись взаперти, до последнего отказывается расколдовать детей Василисы. Судьба Бабы-яги ярко демонстрирует, что все зло, причиненное окружающим, рано или поздно вернется обратно, и что, отталкивая людей и презирая дружбу, однажды можно остаться в одиночестве.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Василисы в сказке Шварца «Два клена»
  • Образ Федора в сказке Шварца «Два клена»
  • Образ Егора в сказке Шварца «Два клена»
  • Образ Иванушки в сказке Шварца «Два клена»