Образ Берлиоза в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»


Берлиоз – персонаж булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Стоит отметить, что Берлиоз становится первой жертвой прибывшей в Москву нечистой силы и одним из двух персонажей, которые в результате деятельности свиты Воланда попрощались со своей жизнью.

Михаил Александрович Берлиоз – председатель литературной ассоциации, которая носила название МАССОЛИТ. Это означает, что Берлиоз считался литератором. Помимо этого, он был редактором одного журнала.

Образ Берлиоза раскрывается довольно иронично. Читатель с первого появления героя на страницах романа понимает, что он имеет ту же фамилию, что и знаменитый композитор Берлиоз. Связь Михаила Александровича и композитора отмечается и в самом повествовании.

В сцене встречи Берлиозом и Иваном Бездомным Воланда несколько раз говорится, что председатель образован и начитан. Но он не верит в существование Бога или нечистой силы. Автор показывает, что Берлиоз, причисляя себя к атеистам, смотрит на мир однобоко, даже не пытаясь понять истину. Как человек образованный Берлиоз раскрывается глазами Ивана Бездомного. Автор, называя Берлиоза образованным человеком, иронизирует над ним, ведь председатель МАССОЛИТа – всего лишь пустослов, не имеющий собственного мнения.


Образ Берлиоза появляется с самых первых строк всего романа. Председатель МАССОЛИТа указывает написавшему роман о Боге Ивану Бездомному, что тот написал произведение неправильно. Берлиоз говорит о том, что Бездомный показал Бога как реальное лицо, а нужно сделать так, чтобы Бог реальным как раз-таки не считался.

До появления свиты Воланда в Москве Берлиоз жил на Садовой улице, в доме №302, в квартире №50. Берлиоз занимал целых три комнаты, соседом Берлиоза был Степа Лиходеев. Сначала Берлиоз жил со своей женой, однако на момент повествования жена не проживала с Берлиозом, так как она ушла от него к балетмейстеру. Детей у героя не было. Как яркий представитель мира литературы, Берлиоз также имел дачу на Клязьме.

На Патриарших прудах, где происходит встреча с Воландом, «князь тьмы» предсказывает Берлиозу, что ему отрежет голову женщина-комсомолка. В попытке вызвать кого-то, кто разберется со странным иностранцем, Берлиоз попадает под трамвай, где ему действительно отрезает голову, а происходит это из-за того, что Берлиоз поскользнулся на масле, которое разлила Аннушка.

Образ Берлиоза важен для раскрытия темы литературы и творчества в целом. Именно Берлиоз руководит литературным движением Москвы и, возможно, всей страны. Запрет на религиозные темы, заказная литература, отсутствие собственного мнения в произведениях – это то, что характерно для Берлиоза и всего МАССОЛИТа. Именно такие, как Берлиоз, затравливают и рушат жизни настоящих писателей, коим был Мастер.

Во время бала Сатаны появляется голова Берлиоза, к которой обращается Воланд. Так как Берлиоз не верил в Бога и дьявола, он не получил возможности жить, умерев, как это было дано Мастеру и Маргарите. Воланд превращает голову покойного председателя в золотой кубок, что свидетельствует от отсутствии покоя: Берлиоз ни жив и ни мертв.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Иешуа Га-Ноцри в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Образ Иуды в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Образ Босого в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Образ Варенухи в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»