Образ Богодула в повести Распутина «Прощание с Матёрой»


Одним из самых ярких героев повести «Прощание с Матёрой» без сомнения является старик Богодул. Он давно живет на Матёре, хоть пришел из других краев. Было время, когда он только заплывал в Матёру, сворачивая со своего пути. Богодула тогда знали как менялу. Он набирал всякую мелочь для шитья, посуду, продукты питания. Магазины тогда были не в каждой деревне, поэтому старику делали заказы, поили чаем. За счет такого промысла Богодул кормился, пока ноги исправно носили. Однажды он пришел в Матёру и больше не покидал её.

Летом он живет в заброшенном колчаковском бараке, а в холодное время года перебирается к старухам: то у одной неделю поживет, то у другой. Богодул часто бывает в гостях у Дарьи Пинигиной. Видно, что ему нравится такая компания.

Старик называет себя поляком. Он мало говорит по-русски, зато лихо ругается матом. В деревне о Богодуле ходят нехорошие слухи, хоть вреда он никому не причинил. Матерцы думают, что он за убийство оказался в Сибире. Многие жители побаиваются старика.

У Богодула необычная внешность, поэтому писатель обращает на нее особое внимание. Богодула знают уже много лет, но он совсем не поменялся: остается таким же, как показался в деревне впервые. Несмотря на старость, ноги не отказали герою. Он ступал широко и тяжело, сгибая спину. Голова у Богодула такая лохматая, что «воробьи вполне могли устраивать гнезда». Лицо тоже настолько заросло, что виднелись только кончик носа и глаза, налитые кровью. Голос у него сиплый и будто дырявый.


У Богодула было крепкое здоровье: во все времена года он ходил босиком. Ноги мужчины не чувствовали ни камней, ни колючек. Не удивительно, что ноги его стали черные и колючие, а кожа стала напоминает кость. «Босой, лохматый и красноглазый, с огромными, как у обезьяны, руками и цепким пугающим взглядом, он поневоле внушал к себе почтение». За такую внешность, привычку рычать и матюкаться старика прозвали снежным человеком.

Объясняется в повести и происхождение прозвища «Богодул». Сам старик выговаривал его на украинский манер «Бохгодул». Автор предполагает, что старика, любившего крепкое словцо, кто-то из приезжих назвал богохулом, а местные не разобрали и произнесли это слово как «богодул».

Характер у Богодула своеобразный. Он мало говорит, возможно, потому что плохо знает русский язык. Изредка он разговаривал со старухами, причем рассказы получались достаточно связные и понятные. Старухи не боялись Богодула и даже любили его. Дарья, например, как только видела его на пороге, бросалась встречать гостя, оставив работу. Старики, наоборот, недолюбливали героя, из-за его скрытности.

Когда пошли слухи о переселении, Богодул единственный, кто вел себя так, будто бы его это совсем не касалось. Видимо он думал, что все равно умрет до этого времени или же на новом месте пристроится так же неплохо.

Богодул из повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» – пример человека, который не зависит ни от других людей, ни от обстоятельств. Он свободен, поэтому не боится ничего потерять.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Андрея Пинигина в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Павла Пинигина в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Воронцова в повести Распутина «Прощание с Матёрой»