Образ Воронцова в повести Распутина «Прощание с Матёрой»


Воронцов – второстепенный герой повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Он один из «чужаков, чертей», которые ворвались на Матёру. Чертями их прозвал Богодул, когда принес весть про их приезд. Воронцов – председатель сельсовета и поссовета в новом поселке, а в Матёре мужчина ответственный за санитарное состояние острова перед затоплением.

С Воронцовым читатель знакомится, когда тот вместе со своими людьми приходит разорять деревенское кладбище. Чужаки посягают на святыню, ведь могилы – хранят память о родных людях, дарят надежду встречи с ними на том свете. С образом Воронцова связан мотив нечистой силы, ведь на подобное кощунство способны только черти.

О возрасте героя неизвестно ничего, но можно предположить, что он средних лет, так как успел добиться кое-каких должностей. О внешности Воронцова автор также практически не говорит. Лишь в последней главе находим лаконичный портрет: «кинулся зыркать своими круглыми, навыкате глазами на круглом же и румяном лице по углам».


Между чужаками во главе с Воронцовым и местными жителями происходит стычка, в которой приезжие терпят поражение. Воронцов ведет себя с деревенскими надменно, даже не пытается прислушаться к их словам просьбам. Гул старух он перебивает командой «Тише!», а потом продолжает: «Слушать будем или будем базарить?». Старик Карпов во время перепалки говорит: «Ты сам тутока без году неделя. Сам турист… А я родился на Матерее… Я тутока хозяин». Через какое-то время Воронцов уезжает, но ненадолго.

Вскоре мужчина снова появляется на острове, теперь уже по поводу сенокоса, остановившегося после дождя. Начальник пытается убедить работников, что закончить сенокос нужно в срок, несмотря на непогоду, а также урожай собрать до того, как приедет комиссия принимать ложе водохранилища. Он совершенно не думает про людей, ему бы лишь угодить вышестоящим: «С личной картошкой как хотите, хоть совсем ее не копайте. А совхозный урожай мы обязаны убрать». Кроме того, матёрцы запомнили, что Воронцов приказал начинать сжигать все, что не очень надобно. В пример он поставил Петруху, который первым сжег свое добро.

В последний раз он попадает в Матёру, когда наступает пора забирать людей из деревни перед затоплением. Воронцов разъяряет весть о том, что Дарья Пинигина осталась в деревне и не собирается уезжать. Он срывается на Петруху, Павла Пинигина, а потом отправляет их забрать старуху. Этот эпизод свидетельствует о том, что Воронцов привык вершить грязные дела чужими руками.

Все знают о скверном характере героя и его отношении к другим людям, например, Павел представляет, как председатель сельсовета будет загонять людей на катер: «станет … в темноте суетиться и покрикивать на старух, поторапливая и загоняя их…». Пинигин предлагает Воронцову предоставить это дело им, но председатель решает сам все проконтролировать. Жизнь героя заканчивается трагично: он вместе с людьми теряется на катере в тумане.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Андрея Пинигина в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Павла Пинигина в повести Распутина «Прощание с Матёрой»
  • Образ Богодула в повести Распутина «Прощание с Матёрой»