Образ Бориса в пьесе Островского «Гроза»


Борис – яркий второстепенный персонаж драмы «Гроза» Александра Николаевича Островского. Традиционное разделение героев пьесы на «хозяев жизни» и «жертв» ставит этот образ в ряду последних. Разберемся, так ли это на самом деле.

Если сразу дать характеристику Борису, то можно сделать это метко и правдиво всего лишь в нескольких словах: безвольный юноша, ради денег способный поступиться всеми своими принципами. Достаточно ли этого, чтобы быть жертвой?! Может быть, такая роль Борису очень даже выгодна? Посмотрим!

Внешность своего героя Островский описывает скудно. Одет он не так, как другие в городе Калинове, это вполне объяснимо: молодой человек приехал из Москвы, поэтому на всем его облике лежит определенный столичный лоск. Да и таким отличным положением он все же кичится. Долю высокомерия добавляет и полученное юношей образование. Но если уж быть справедливыми, в Калинове это никого не интересует. А вот причина приезда в захудалый городишко, поведение героя, его отношение к другим людям – это показательные моменты.

Так что же привело молодого образованного человека в Калинов? Борис – племянник Дикого, злого и алчного человека, который не намерен даже по закону расстаться со своими сбережениями. Поэтому юноша намеревается наладить отношения с родственником, чтобы получить положенную кругленькую сумму денег. Дикой оскорбляет племянника, ни во что его не ставит. Борису надоело это терпеть, он не хочет оставаться в Калинове, но приходится: ради выгоды.


Кроме этого, следует отметить, что образ Бориса связан не только с ситуацией наследства, но и с любовной линией пьесы. Молодой человек влюбляется в Катерину или, по крайней мере, он так считает. О том, истинные ли эти чувства, мы не будем гадать. Тайные встречи с замужней женщиной, когда ее муж находится в отъезде, открывают всю силу натуры Катерины: она готова признаться во всем Тихону, ее съедает обман и желание быть счастливой, находиться рядом с любимым человеком. А вот Борис показывает свое истинное лицо. Молодой человек труслив, он просит девушку ни в чем не признаваться, скрывать до последнего. Борис печалится, что закончились эти встречи уже в тот момент, когда Катя еще даже ни в чем не призналась. В эти минуты мелочная душонка Бориса видна как на ладони. Юноша не берет на себя ответственность за то, что сделал, за девушку, репутацию которой он погубил. Ему проще убежать и оставить все, как есть, ничего не решая и не предпринимая.

Показательна последняя их встреча: Борис даже не видит, что происходит с Катериной и отказывается взять ее с собой, а ведь она бы ни раздумывая бросилась за ним хоть на край света. Только вот молодому человеку этого совсем не нужно! На самом деле ни он, ни Тихон не любили девушку и никогда не смогли бы ее защитить.

Но как же лицемерен Борис! Разве он жертва? Нет! Слабый и безвольный он делает так, как выгодно ему: было хорошо с Катей, находился рядом, пел о любви, стало плохо – попросту ушел, не отвечая за последствия своих поступков.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Кудряша в пьесе Островского «Гроза»
  • Образ Глаши в пьесе Островского «Гроза»
  • Сравнительная характеристика Кулигина и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Виновен ли Борис в гибели Катерины? (по пьесе Островского «Гроза»)