Образ Гавриловны в рассказе Астафьева «Людочка»
В рассказе В. Астафьева «Людочка» мы знакомимся с несколькими персонажами, которые касаются судьбы главной героини. Среди них Гавриловна, нашедшая в девушке ученицу и помощницу. Однако сама старая женщина не смогла подарить постоялице тепло души и избавить ее от одиночества.
Гавриловна — пожилая парикмахерша, которую Людочка встретила недалеко от вокзала. Женщина проявила к ней внимание и помогла устроиться ученицей мастера. Кроме этого Гавриловна предоставила ей жилье в обмен на работу по дому. Нельзя сказать, что эти поступки парикмахерша совершала по доброте душевной. В девушке она увидела деревенскую простушку, которая будет работать в доме и проявлять заботу о ней.
Старая женщина была строгой и требовательной. Она сразу же поставила Люде жесткие условия: парней не водить, не курить, не пить вино. У нее был неудачный опыт, когда студентки вели себя неподобающим образом, поэтому Гавриловна старалась постояльцев не брать, но вот для ученицы сделала исключение. Скоро хозяйка поняла, что Людочка — простушка, и она с радостью переложила на нее все домашние дела. У женщины были больные ноги, и девушке приходилось натирать их вонючей мазью. Эту болезнь Гавриловна «заработала», когда обслуживала клиентов, и ей приходилось подолгу проводить на ногах.
В скором времени старуха привыкла к постоялице и даже обещала переписать на нее дом.
Гавриловна придерживается старых взглядов. Ей не нравится, как ведет себя молодежь. Танцы она считает «срамом». Поведение современных людей для нее непозволительно. Она возмущена тем, что мужчины с женщинами утратили чувства, для них важно лишь трение друг о друга. Парикмахерша утешает Людочку тем, что обязательно найдет ей рабочего парня или серьезного вдовца.
Тем не менее Гавриловна больше заботится о себе и своем спокойствии. Она бережливая хозяйка. Когда изнасилованная девушка прибежала домой и потеряла сознание, женщина уложила ее на диван и предварительно постелила под нее клеенку, чтобы не испачкать диван. Хозяйка не хочет огласки, боится, что Стрекач может спалить ее дом, поэтому просит Людочку молчать. Для нее неважно, что постоялица испытывает эмоциональное потрясение. Она считает, что главное для бабы — сердце, а все остальное — ерунда, женская доля.
Судьба Гавриловны тоже была нелегкой, всю свою жизнь она трудилась, чтобы накопить на свою избу. Ей приходилось работать по тюрьмам, лечиться от чесотки и лишая, разбавлять одеколон.
Только после смерти Людочки женщина ощущает настоящую душевную боль. Ей тяжело принять то, что она вновь осталась в одиночестве. Девушка стала для хозяйки опорой, человеком, с которым можно поговорить, кому можно дать совет. Причитая, Гавриловна называет постоялицу доченькой, разглядывает фотографию и видит скромную улыбку Люды. Теперь же, оставшись без девочки, женщина ощутила пустоту своей жизни. Автор показывает нам Гавриловну как «неживую» старуху, потерявшую самое дорогое, что у нее было.