Образ Людочки в рассказе Астафьева «Людочка»

Рассказ Виктора Астафьева «Людочка» был написан им в 1987 году. В нем он показал нравственное разложение общества, вымирание деревни и разгул преступности. Главной героиней является Людочка, которая стала жертвой этого нечеловеческого мира. Автор говорит о том, что история произошла 15 лет назад, но имя девушки он точно не помнит, поэтому назовет её просто Людочка, показывая этим ее детскую непосредственность.



Портретная характеристика Людочки

Людочка родилась и выросла в деревне Вычуганиха. Её родители были сельскими тружениками. У отца была тяжелая работа, к тому же он много пил. Мать зачала Людочку в тот редкий день, когда муж был трезв. В результате родилась слабенькая, тщедушная девочка. Росла она сама по себе, с подругами не играла, в школе училась средне. Автор не наделяет героиню красотой, тем не менее она обладает такими качествами, как: трудолюбие, спокойствие, терпение, милосердие. Девушка выполняла в родном доме всю работу. Однажды даже она заболела, когда мыла на холоде окна, и попала в больницу с воспалением легких.

По окончании школы мать отправила Людочку в город. Там усердие девушки заметила Гавриловна, пожилая парикмахерша. Она похлопотала, чтобы Люду зачислили в ученицы мастера и взяла ее к себе в дом. Женщина сразу заметила, что девушка не может ни в чем отказать, слишком уж мягкий был у нее характер. Воспользовавшись этим, Гавриловна взвалила на плечи хрупкой девчонки всю домашнюю работу. Однако это не стало для Люды трудностью. Она благодарно всё выполняла и слушала советы пожилой женщины.

После случившейся с ней трагедии, происходят не менее страшные вещи. Ни один из близких ей людей не выразил того сочувствия, которое ей было нужно. Гавриловна беспокоится о своем доме, мать занята переездом. В результате душа Людочка не может найти покоя, она мечется и даже становится озлобленной. Девушка желает мести, поэтому ходит специально через парк, захватив с собой опасную бритву, чтобы расправиться со Стрекачом.

Цитатная характеристика Людочки

Происхождение:

«Людочка родилась в деревне Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец — колхозником».

Воспитание:

«Она росла, как вялая, придорожная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц».

Внешность и здоровье:

«Девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой, болезной и плаксивой».

«…волосенки у тебя «мя-а-ах-канькия, пушистенькия, головенка, будто одуванчик…»

Характер:

«Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая…»

«С тех пор не умолкало в ней чувство глубокой вины перед тем покойным парнем-лесорубом».

Образование:

«Людочка была послушной девушкой, но учение у нее шло туговато, цирюльное дело, казавшееся таким простым, давалось ей с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, она не смогла сдать на мастера».

Поведение в городе:

«Людочка сперва затравленно озиралась, потом зажалась в уголок загона…»

«Людочка, как всегда, была согласна с Гавриловной целиком и полностью, с человеком умным, опыт жизни имеющим…»

«Людочка … во всем самостоятельной хозяйкой может быть, и муж ее за это любить и ценить станет».

«Людочка в кармане плаща таскала старую, из обихода вышедшую опасную бритву Гавриловны, решив отрезать достоинство Стрекача под самый корень!»

«Она была, как и все замкнутые люди, решительна в себе, способна на отчаянный поступок».

Взаимоотношения Людочки с другими героями произведения

На всем протяжении рассказа Людочка чувствовала себя одинокой. С матерью у нее отношения не сложились. Женщина была погружена в собственные проблемы и не думала о дочери. В результате Люда росла сама по себе, воспитанием ее никто не занимался. Когда с ней случилась беда, мать не пожалела ее, не приласкала, считая, что Люда должна справиться сама, закалиться, так как впереди бед еще много. Назвать близкими такие отношения между родными людьми было нельзя.

Когда в их доме появился отчим, девочка также не стала с ним близка. Он совсем не обращал на нее внимания, как будто ее не существовало, но именно воспоминания об этом мужчине всплывают у Людочки в самый тяжелый момент ее жизни. Она вдруг осознает, что сама является такой же равнодушной, как и окружающие. Ведь девушка даже не знала имя отчима, не интересовалась его жизнью. Однако в своем горе ей хочется верить, что этот мужчина смог бы стать ей близким и родным человеком.

Отношения ученицы и мастера складываются между Людочкой и Гавриловной. Старая женщина сразу же поняла, что деревенская девочка умеет работать и не может никому отказать в просьбе. Гавриловна приглашает ученицу пожить к себе в дом, при этом взваливает на девушку все домашние дела. Парикмахерша пытается учить Людочку жизни, и сначала постоялице нравятся эти мысли. Так женщина говорит, что выдаст ее замуж за хорошего мужчину, а так как Люда трудолюбивая и хозяйственная, все у них будет хорошо.

После совершенного над Людочкой насилия, Гавриловна жалеет девушку, между тем воспринимает ситуацию спокойно, убеждая девушку в том, что ничего страшного не произошло. При этом она просит не писать заявление в милицию, так как боится за свое имущество. Получается, что для пожилой женщины дом дороже девичьей чести. После смерти героини Гавриловна понимает, как сблизилась с постоялицей. Оказывается, что Людочка стала для нее родной. Автор вкладывает в ее уста ласковые слова, но уже поздно. Если бы она услышала их при жизни, трагедии, возможно, можно было бы избежать.

Дружеские отношения сложились у Людочки с Артемкой-мыло. Молодой человек решил, что с ней можно вести себя так, как с любой другой городской девчонкой. Но получил отпор машинкой по голове и зауважал девушку. С тех пор она была под защитой местного хулигана и ничего не боялась. Спустя некоторое время парень побоится Стрекача и не заступится за Людочку.


Эволюция Людочки в процессе развития сюжета

С самого начала и до конца истории мы видим эволюцию, которая происходит с Людочкой. Перед нами предстает забитая деревенская девушка, которая очень одинока. Она готова трудиться изо дня в день, лишь бы всем вокруг было хорошо. Попав в городок, героиня начинает меняться не только внешне, она стремится приспособиться к тем условиям, которые складываются вокруг нее. Так она идет на дискотеку и в ужасе убегает оттуда, понимая, что в этом месте происходит разврат. Во многом она учится у Гавриловны жизни. Здесь у Людочки появляется цель — найти достойного жениха и стать ему хорошей женой. Однако этим мечтам не суждено было сбыться. В грязном парке она становится жертвой Стрекача. Бывший уголовник насилует девушку, а местная шпана с любопытством наблюдает за происходящим.

После этого жизнь Людочки меняется. Она никак не может оправиться после такой беды. При этом рядом не оказывается никого, кто смог бы помочь ей забыть об этом. Ни Гавриловна, ни мать не понимают тех чувств, которые разрывают душу девушки. Их равнодушие ранит еще сильнее.

В результате Людочка принимает страшное решение — уйти из жизни. Этот поступок совершают только молчаливые, но сильные личности, ведь решится на это слабохарактерному человеку нелегко. Героиня делает это еще и для того, чтобы обратить на себя внимание. Незамеченная при жизни, она хочет быть в центре событий после своей смерти.

Так мы видим, как из слабой девушки она превратилась в сильного, но грешного человека.

Прототипы Людочки

У этой героини нет реальных прототипов. Автор признается, что эту историю он услышал, когда был юношей. Этот случай так запал ему в сердце, что он долго не мог забыть его.

Прототипом была молоденькая девушка, с которой случилась эта жуткая трагедия. Астафьев не запомнил имя этой девчонки, поэтому он ласково называет ее Людочкой, милой, нежной и мягкой. Её имя говорит о том, что она должна быть мила людям, но в реальности стала одинокой и никому не нужной.

Определение типического и индивидуального в Людочке

Людочка изображена как типичный представитель девушки из деревни. Трудолюбивая, забитая жизнью, молчаливая и доверчивая. Как правило, такие девушки, попав в городскую среду, меняются, начинают играть по предложенным правилам. Героиня также поддается этому соблазну. Сначала она пытается изменить внешность — делает химическую завивку, потом начинает ходить на дискотеку, мечтать о том же, о чем мечтают ее ровесницы.

Однако после трагического случая она теряет эту типичность. Её горе индивидуально. Оно глубокое и очень личное. Она не принимает случившееся за норму, как советует Гавриловна. Людочка еще не утратила нравственных качеств, хотя они спрятаны глубоко. Поэтому финал не типичен для этой истории. Многие девушки привыкали к этому и становились такими же развязными, пошлыми девицами. Людочка же выбирает другой путь. Она понимает, что не сможет жить по законам волчьей стаи, хотя предпосылки к этому были. Она дерзко отвечает шпане, которая пристает к ней после случившегося и носит с собой бритву, чтобы отомстить уголовнику. Понимая, что ей не под силу справиться с реальностью, Людочка решает повеситься.


Авторское отношение к Людочке

Авторское отношение к героине видно с первых же строк рассказа, так как история «жжет» сердце Он не запомнил имя той девушки, которая стала прототипом, поэтому Астафьев называет ее ласково Людочкой, подчеркивая, что эта девушка должна вызывать жалость и сопереживание.

Автор говорит о маленькой девочке, нисколько не приукрашивая ее способности и характер. Она была молчаливая, мягкая, плохо училась, не имела подруг. Но самая лучшая черта героини — это трудолюбие. Людочка работает и в родном доме, и в парикмахерской, и у Гавриловны. Это то, что приносит ей удовольствие. Она мечтает, что, когда выйдет замуж, станет отличной хозяйкой.

Но зло и равнодушие съедает не только городских жителей, им подвержены и те, кто живет в деревне, и Людочка не исключение. Автор, относясь к ней с нежностью, дает шанс на исправление. Именно поэтому он вводит эпизод с парнем-лесорубом. Девушка многое понимает, хотя и принимает неправильное решение.

Астафьев считает, что человек, который не приспособлен к жестокой реальности, не сможет выжить в этих адских условиях. Душа Людочки нежна и наивна, ей не понять ту грубую силу, которая властвует в обстоятельствах города, поэтому автору приходится убить героиню. Стрекач лишь средство, а убило ее равнодушие и одиночество.

Мое отношение к Людочке

Для меня Людочка — это наивная одинокая девушка, которая не ощущала родительского тепла, не получила воспитания и любви, поэтому она выросла и не знает ничего об этих чувствах. Жизнь была для нее тяжкой ношей. Гавриловна стала для нее надеждой, что все будет хорошо, что это одинокая душа пригреет и разделит с ней ее беды. Однако не получилось из хозяйки сострадательного человека. Как только с Людочкой случилась беда, Гавриловна утешает ее, но совсем не теми словами, которые хотела услышать девушка.

Так, может быть, дома, родная мама сможет понять и пожалеть бедную девочку. Но и здесь дочка встретила равнодушие. Мать считала, что каждая «баба» сама должна справиться со своими проблемами, ведь впереди их еще много, пусть закаляется. Но что же делать Людочке, которая не понимала жизнь и была по сути ребенком? Без родной души справиться с горем она не могла, не умела.

Героиня вызывает жалость и желание ей помочь. Сцена с умирающим парнем доказывает, что героиня была доброй девушкой, только пока еще не разобралась в себе и своих чувствах. Но ведь она понимает, что слова, сказанные парню, фальшивые. Утешить она хотела не его, а себя, так как смотреть на его мучения было тяжело. В результате ей самой пришлось испить чащу одиночества, горя и унижения. Понимая, что не сможет существовать в этом мире, она уходит из жизни. Этим Людочка старалась привлечь внимание к себе и своим чувствам. И у нее получилось.

Вывод

По мнению автора, принесенная в жертву главная героиня не должна быть забыта. Она является напоминанием всем живущим, что людей убивает равнодушие и одиночество. Нужно быть внимательнее к близким людям, уметь слушать их и дарить им свою любовь и ласку.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ отчима Людочки в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Образ матери Людочки в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Образ Гавриловны в рассказе Астафьева «Людочка»
  • Образ Стрекача в рассказе Астафьева «Людочка»