Образ госпожи Хохлаковой в романе Достоевского «Братья Карамазовы»


Одним из женских образов в «Братьях Карамазовых» является госпожа Хохлакова. Как и все остальные героини слабого пола в романе Ф.М. Достоевского, она играет определенную роль в раскрытии идей автора и характеров образов-мужчин. Послужила прототипом Хохлаковой Л.Х. Симонова-Хохрякова, общественный деятель и писатель. Как влияет этот образ на идеологию и события произведения?

Знакомство с ней происходит в главе «Верующие бабы». Отсюда мы узнаем полное имя героини – Хохлакова Катерина Осиповна. В характеристике персонажа писатель отмечает, что Хохлакова – женщина довольно богатая. Она имела три поместья, одно из которых находилось в Скотопригоньевске. Это был «каменный, собственный, двухэтажный, красивый дом». Сама Катерина Осиповна – молодая и миловидная женщина «не более тридцати трех лет». У кельи старца Зосимы помещица оказалась в связи с тем, что ее дочь Лиза была больна, и она очень надеялась на помощь духовника.

Хохлакова стала участницей событий, связанных с любовными отношениями между Катериной Ивановной Верховцевой и братьями Дмитрием Федоровичем и Иваном Федоровичем. Катерина Ивановна безответно любила Митю, Иван же признался в любви Катерине Ивановне. Так вот, Хохлакова имела четкое мнение, что «Катенька» должна выйти замуж «за милого» Ивана Федоровича. Дмитрия она не уважала, он, в свою очередь, относился к ней с неприязнью.


Но Дмитрию Федоровичу, несмотря на неприязнь между ним и Хохлаковой, в трудное для него время пришлось обратиться к помещице за помощью – за деньгами. Та не просто не помогла ему, а посмеялась, цинично предложив Мите заработать капитал на золотых приисках. Благодаря этому инциденту, Катерина Осиповна познакомилась с чиновником Перхотиным, который стал ее судьбой. Эта встреча «послужила основанием всей жизненной карьеры этого точного и аккуратного молодого человека».

Госпожа Хохлакова – «сердцевина» женского типа личности со свойственными ему сомнением, спасением, устроением женского счастья, мученичеством. Так, в роли сомневающейся дамы помещица показана в главе «Маловерная дама», в роли спасительницы – в «Золотых приисках», устроительницы – «У Хохлаковых», и, наконец, мученицей Катерина Осиповна показана в главах «Сговор» и «Больная ножка».

Изменение настроения и образов характерны для Хохлаковой. Противоречивость и усредненность персонажа и заключается в постоянной смене ролей. Многие литературоведы отмечают, что этот персонаж лишен трагизма. Старец Зосима, благословляя Хохлакову, советовал ей любить ближних «деятельно и неустанно». Только тогда Катерина Осиповна приобретет до этого несвойственное ей постоянство взглядов, мыслей, настроений.

Таким образом, описывая образ госпожи Хохлаковой, Достоевский, наряду с «карамазовщиной», открыл еще одно явление русского общества – «хохлаковщина». В чем оно заключается? Проанализировав персонаж Катерины Осиповны, можно сказать, что «хохлаковщина» - это незнание самого себя, отсутствие собственного устойчивого мнения, постоянная смена «масок». Это явление, по мнению писателя, должно быть искоренено в русском обществе: Катерина Осиповна Хохлакова должна прийти к «деятельной любви» и обрести саму себя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Грушеньки в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Образ старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Образ Смердякова в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Образ Петра Миусова в романе Достоевского «Братья Карамазовы»