Образ Петра Миусова в романе Достоевского «Братья Карамазовы»


Воплощением идей нигилизма в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» стал образ Петра Александровича Миусова. Имя для него выбрано не случайно. Автор считал, что первые нигилистические идеи в России выразил Петр Великий. Поэтому имя Петр стало несколько символичным в произведениях писателя. Носители этого имени, как правило, - сторонники революционных движений, «бесы». Петр Миусов не стал исключением.

Из первых глав читатель узнает, что Миусов - двоюродный брат Аделаиды Ивановны, первой жены Фёдора Павловича Карамазова. Он приехал из Парижа. Петр молод и отличается от всех Миусовых. Автор характеризует героя как «просвещенного», «столичного» и «заграничного». Почти всю жизнь он прожил за границей. «Европеец», - называет его автор. Он - либерал и главным событием своей юности считает февральскую парижскую революцию.

Из-за границы Петр Александрович вернулся, узнав о положении племянника Мити. Поначалу он взял на себя опекунство над ним, но потом оставил мальчика своей родственнице и снова уехал из страны. Надо отметить, что Петр Миусов не поддерживал патриархат и семейные устои в целом. К Федору Павловичу Карамазову он относился с презрением.


Миусов имел хорошее состояние и «превосходное имение». Петр Александрович вел "нескончаемый процесс" споров с монастырем, граничащим с его имением, по поводу ловли рыбы, рубки леса. Он был человеком неверующим и церковь не посещал около тридцати лет.

Сделать вывод о характере и взглядах Петра Миусова можно по его поведению в келье старца Зосимы. На тот момент Петру Александровичу было пятьдесят лет. К окружающим он относился надменно, а к себе - почтительно. Старец Зосима с первого взгляда не понравился Миусову. «Злобная и мелко-надменная душонка», - думал он о старце. Миусов пристально смотрел на него и, при этом, уважал «свой взгляд». На встречу в монастырь Петр Александрович поехал не из-за желания помочь разрешить спор Карамазовых, а ради того, чтобы посмотреть на духовников, с которым давно ведёт спор. Он испытывал отвращение к вере. В келье он прежде всего обратил внимание на "казенщину". В ходе встречи Петр Миусов постоянно спорил с Федором Павловичем, который постоянно высмеивал его высокомерие. Старец Зосима в душе за это был благодарен старшему Карамазову.

В романе Федор Михайлович с помощью персонажей изображает прошлое, настоящее и будущее государства. Петра Александровича Миусова скорее можно отнести к старому времени, уходящему поколению. Он отрицает русскую действительность, выражает пренебрежением к людям и устоям, но, по сути, большую часть жизни проводит за границей. Символично и его отсутствие на суде. В это время он опять был в Париже. Представителем молодого поколения революционеров России в произведении является Ракитин.

Литературоведы после анализа романа «Братья Карамазовы» выделили понятие "миусовщина", которое означает отрыв от народа, от патриархальных устоев общества, от семьи. В «Братьях Карамазовых» образ Петра Миусова является символом зарождающихся в России революции и нигилизма.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Грушеньки в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Образ старца Зосимы в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Образ Смердякова в романе Достоевского «Братья Карамазовы»
  • Образ госпожи Хохлаковой в романе Достоевского «Братья Карамазовы»