Образ градоначальника Угрюм-Бурчеева (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)


Искрометный мастер сатиры Салтыков-Щедрин в романе «История одного города» всесторонне разоблачает антигуманный строй общества при самодержавии. Автор сочувствовал угнетенному народу, но укорял ту часть людей, которая смирилась со своим бесправным положением. В произведение показаны два слоя общества – градоначальники-самодуры и терпеливые жители. И как бы ни вели себя первые, - вторые принимали это молча. И как же иначе, если все они находятся в городе с названием Глупов? Острый меч иронии писателя виден уже в этом названии. Какими бы не были недостатки героев, - все они порождены глупостью. Ведь глупо надеяться начальнику, что при помощи насилия и стяжательства можно улучшить благосостояние города. И так же глупо жителям терпеть издевательства и молча ждать очередного градоначальника.

Начальники в городке менялись довольно часто. Каждый из них отличался своей странной изюминкой, например: фаршированной головой или и вовсе ее отсутствием.

Угрюм-Бурчеев завершает список градоначальников. Этот образ заключительный - и потому наиболее гиперболизированный. Но, несмотря на преувеличение, он имеет реального прототипа – Аракчеева. Угрюм-Бурчеев становится градоначальником благодаря своей безумной преданности. Сказано, что в знак уважения к начальству герой лишил себя пальца. Это явный намек на фанатическую преданность царям их фаворита Аракчеева. Для этой исторической личности не существовало никаких преград, лишь бы угодить монархам. По воле Александра он создавал военные поселения, абсолютно игнорируя протесты народа.


Создавая портрет Угрюм-Бурчеева, автор использовал некоторые внешние черты Аракчеева и царя Николая I. Получился гротескный, но пугающий своей реалистичностью образ «мрачного идиота». В произведении говорится, что данный персонаж не умел видеть дальше своего носа. Однако то, что входило в круг его интересов, должно было быть идеальным. Другими словами, автор раскрывает эгоцентризм монархов и чиновников своего времени.

Угрюм-Бурчеев имел привычку спать на неприкрытой ничем земле. Он с удовольствием ел сырую конину и мог очень долго маршировать в полном одиночестве. Будучи человеком прямолинейным, градоначальник мечтал, чтобы Глупов состоял только из прямых линий. Все привычки и пристрастия Бурчеева преувеличены, чтобы на его примере показать настоящее лицо самодержавия.

Герой планирует преобразить Глупов. В его видении, новый город будет идеальным. Все его жители будут беспрерывно маршировать вдоль прямых линий. Однако, такая модель Глупова больше напоминает казарму. Превращая свой проект в жизнь, Угрюм-Бурчеев по факту просто разрушает город. Он даже пытается пойти против сил природы – заставить реку прекратить вольное течение. Но свободная стихия дает мощный отпор, снося на своем пути преграду. И это довольно символично. В конце произведения нечто заставляет исчезнуть градоначальника Угрюм-Бурчеева. Великий сатирик верил, что однажды народ станет так же силен, как природная стихия.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ градоначальника Фердыщенко (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
  • Образ градоначальника Прыща (по роману Салтыкова-Щедрина «История одного города»)
  • Образ глуповцев в романе Салтыкова-Щедрина «История одного города»