Образ жены Тараса Бульбы в повести Гоголя «Тарас Бульба»
Жена Тараса Бульбы – второстепенный персонаж повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Несмотря на второстепенный характер, данный образ занимает в повествовании важное место. В произведении героиня представлена, прежде всего, как мать Остапа и Андрия.
Героиня радуется, когда ее сыновья приезжают в дом. Первое, что хочется ей сделать: броситься в объятия Остапа и Андрия, с которыми она не виделась долгое время. Героиня не поддерживает Тараса Бульбу, который начинает бороться с Остапом.
В повествовании показано, что мать Андрия и Остапа во многом не согласна с Тарасом Бульбой, однако героиня никогда не высказывает свои недовольства. Это тихая, скромная и покорная женщина, привыкшая подчиняться слову Тараса Бульбы.
Когда отец семейства говорит о том, что он отвезет Остапа и Андрия на Сечь, его жена понимает, что он не шутит, а говорит серьезно. Героиня, хоть и чувствует сердечную боль от скорой разлуки с сыновьями, не противится решению мужа. Ей остается лишь тихо лить слезы, думая о своей несчастной материнской доле.
Наполнена несчастьями и бедами не только материнская жизнь героини, но и супружеская. В произведении показано, что жена Тараса Бульбы постоянно находилась в одиночестве, так как Тарас Бульба, будучи казаком, часто покидал дом. Героиня видела своего мужа лишь 2-3 раза в год. Но и в этих встречах не видела она никакого счастья: муж оскорблял ее и даже бил ее, она никогда не чувствовала искренней ласки.
Раскрывая образ жены Тараса Бульбы, Н.В. Гоголь показывает, что тяжелая судьба была не только у данной женщины, но и у всех «женщин того удалого века». На то, что героиня является обобщенным образом, указывает и отсутствие у нее имени. В повествовании ни разу не упоминается, как зовут героиню, она называется лишь женой или матерью. Этот авторский прием помогает определить роль данного образа в повествовании: это любящая мать, которой тяжело и больно расставаться со своими детьми.
На протяжении всего повествования подчеркивается, что жена Тараса Бульбы – старая женщина. Тарас Бульба называет ее то старухой, то старой. Учитывая физическое состояние самого Тараса Бульбы, который отправился на борьбу, можно сказать, что героиня состарилась слишком рано. Это произошло из-за трудной судьбы героини. В повествовании говорится о том, что раньше героиня имела «прекрасное лицо», «прекрасные свежие щеки и перси», которые, однако, быстро постарели.
Образ жены Тараса Бульбы важен для раскрытия темы материнской любви. Автор подчеркивает: «вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство». Остап и Андрий – это то, что давало героине повод жить. Поэтому ей тяжело отпускать своих сыновей на Сечь. Мать понимает, что ничего хорошего в этой поездке их не ждет.
Стоит отметить, что образ жены Тараса Бульбы раскрывается Н.В. Гоголем не так подробно и детально. Героиня как действующее лицо появляется лишь в нескольких главах. Читателю остается только думать о том, что чувствует женщина, которая потеряла и мужа, и любимых сыновей.