Образ St. - Jerome в повести Толстого «Юность»


В повести «Юность» Л.Н. Толстого перед читателем возникает уже повзрослевший Николенька Иртеньев. На протяжении двух предыдущих частей на его духовное и физическое развитие оказывали самые разные люди. Среди них родные, друзья, учителя, девушки.

St.-Jerome — гувернер, учитель Николая, француз. Он плохо говорит по-русски, но употребляет в речи образные выражения. Например, говорит о мокром снеге «сын за отцом пришел». Отношения между воспитанником и учителем складываются плохо. Николенька думает, что гувернер постоянно хочет наказывать его. Автор считает, что учитель надменный, величественный и важный человек. Все его действия отмечены высокомерием и самоуверенностью.

В результате во время празднования дня рождения бабушки, когда француз запер Николеньку в чулан, гувернер заслуживает ненависть главного героя. Поэтому поведение и отношение учителя к ученику оказываются ведущими при оценке личности St.-Jerome.

Родители мальчика уважают наставника. Об этом они непрестанно говорят детям. Отец считает, что Николай должен быть благодарен гувернеру за воспитание и обучение. Таким образом, по мнению взрослых людей труд учителя заслуживает благодарности.


В последней части трилогии этот второстепенный персонаж представлен лишь в некоторых эпизодах. Читатель узнает, что Николенька готовится к поступлению в университет. Он упоминает об учителе, который контролирует этот процесс, поэтому подготовка идет плохо. Но именно St.-Jerome, используя методические приемы, помогает ученику не забросить подготовку. Мудрый наставник говорит о том, что Николенька должен сдать экзамен не хуже Нехлюдова, чем разжигает его самолюбие.

Но время изменило и St.-Jerome. Он уже предупрежден, что остается с Николаем только до конца экзаменов, потом же ему предстоит уйти на новое место службы. Предусмотрительный иностранец уже подыскал себе его. Теперь он будет служить у важного графа, поэтому учитель смотрит на всю семью Иртеньевых презрительно, как будто показывая своим видом, что его персона важнее и значимее остальных. Он стал курить папиросы, считая себя щеголем, редко бывать дома и насвистывать какую-то мелодию.

St.-Jerome ведет себя достаточно вольно. Например, он может опаздывать к столу и пить вино из стаканов. Этот пример охотно перенимают повзрослевшие дети Иртеньевы. Тем не менее учитель не забывает напоминать детям о правилах речи, поправляя Николеньку, что нужно говорить «je puis, чем je peux». Он во всем покровительствует своему ученику. Сопровождает его на экзаменах, дает советы по поведу одежды.

Таким образом, повесть передает противоречивый образ учителя. Он обладает мудростью, знаниями, методикой воспитания, но как человек не вызывает уважения и любви своих учеников, потому что употребляет в речи только глаголы повиновения «приказываю, повелеваю». Жесткие приемы, надменность и высокомерие не дают ему занять почетное место в сердце Николеньки Иртеньева.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Авдотьи в повести Толстого «Юность»
  • Образ Мими в повести Толстого «Юность»
  • Образ Вареньки Нехлюдовой в повести Толстого «Юность»
  • Образ Любочки в повести Толстого «Юность»