Образ Ленинграда в поэме Ахматовой «Реквием»


Образ Ленинграда является одним из самых важных в «Реквиеме», можно попробовать прочитать его в аспекте петербургского мифа. В первую очередь следует обратить внимание на мифологемы камня и воды.

Мотив окаменения – вечный, он встречается в творчестве Ахматовой довольно часто. В ранних поэзиях он был способом выражения переживаний интимного характера. Этот мотив может быть прочтен как превращение живых в мертвых, торжество смерти.

Уже в первой главе акцентируется внимание на окаменении, слова, связанные с этим процессом, употребляются все чаще. Прилагательное каменный используется в переносном значении: это означает быть бесчувственным, потерять способность чувствовать. Постоянно подчеркивается оппозиций каменный и живой, которая отражает глубину трагедии матери, которая лишилась сына.

В центральной главе «Распятие» тема окаменения еще больше актуализируется. Мотив связан не только со смертью, но и с идеей памяти, о чем идет речь в эпилоге. Появляется образ памятника – этот памятник символизирует страдания всех женщин и матерей, которые потеряли своих сыновей. В данном случае Ахматова идет за Пушкиным. Образ памятника полностью воссоздается по пушкинской традиции. Этой метафорой заканчивается тема окаменения.


Вода в Реквиеме вспоминается неоднократно: это и Дон, и Енисей, и Нева. Водная стихия воспринимается как олицетворение смерти и опасности. В поэме Реквием актуализирована оппозиция камень – вода или другими словами камень – Нева. Это река, но это река смерти, а не жизни, ведь город был построен на костях людей, Ахматова сразу же актуализирует эту метафору.

Образ Ленинграда соединяет два начала: смерть как разрушение культурных и моральных ценностей. Это город-призрак, город-памятник. Но также актуализируется и антитетичность и антиномичность города, в котором царят свои законы. Это город с двумя полюсами, здесь есть добро и зло, есть разрушение и возрождение. Смерть прочитывается как искупление, как переход на новый уровень духовности.

Несколько плоскостей Ленинграда накладываются одна на другую. Ленинград представлен как отражение образа Распятия. Главным локусом происходящих событий стали тюремные стены. Это замкнутое пространство, которое ассоциируется с несвободой.

Таким образом, в поэме тема Ленинграда представлена довольно широко, при этом очень важно акцентировать внимание на том, что это окаменевший город. Ленинград на самом деле олицетворяет воплощение добра и зла, это город, который противоречит сам себе. Анна Ахматова продолжает тему, которая имела в русской литературе свою традицию. Она говорит о вечном, в образ современного поэтессе города вплетаются разные мифологемы и сюжеты, которые использовались у предшественников.

Важно то, что смерть тесно переплетается с проблемой несвободы. Только человек вольный может чувствовать себя полностью свободным, и никак иначе. Таким образом, Ахматова в поэме Реквием образ Ленинграда представлен довольно-таки широко.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Женские образы в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Образ звезды в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Своеобразие жанра и композиции поэмы Ахматовой «Реквием»
  • Традиции «литературных памятников» в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием»