Своеобразие жанра и композиции поэмы Ахматовой «Реквием»


Поема Ахматовой «Реквием» отличается от всех ее предыдущих произведений. Следует сказать, что поэтесса жила во время репрессий, арестов, смертей и голода, и это не могло не отразится на ее творчестве. Для многих поэтов пребывание на Родине приравнивалось к духовной смерти, многие покинули нашу страну и подверглись серьезным гонениям. Но для Ахматовой Родина была ее вдохновением, именно поэтому она не могла покинуть ее.

Поэма «Реквием» имеет лиро-эпический жанр, поэтому в произведении сочетаются эпические и лирические элементы. Как известно, реквием – это траурное песнопение, которое используется католической церковью, им сопровождается погребение. Реквием передает чувства и переживания автора, а также в точности воссоздает хронологические события страшных лет. В лирический сюжет широко включены повествовательные элементы. Жанровое своеобразие поэмы заключается в том, что, несмотря на сильные страдания и переживания, которые являются в тексте лирическим, Ахматова передает точные эпические данные о той поре, понимая характер сталинских репрессий и указывая на основные причины того, что происходит.

«Реквием» состоит из таких основных частей: «Предисловие», «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Распятие» и «Эпилог». «Эпиграф» и «Вместо Предисловия» – композиционные единицы, которые имеют особое смысловое и музыкальное звучание. Эпиграф вводит в лирическое повествование о народной трагедии лирическую тему. Благодаря этим элементам мы понимаем, о чем пойдет речь в данном тексте.


Посвящение по сути продолжает тему, которая уже была заявлена, описываемые события достигают грандиозного размаха. Здесь автор характеризует пространство и время: это тюремные очереди и время “ежовщины”. В канву сюжета вплетаются музыкальные лейтмотивы. Поэма имеет свой звуковой мир: здесь и отдаленные удары, и плач детей, и громыхание черных марусь. Все это свидетельствует об особом музыкальном строении композиции текста.

В «Распятии» все сменяется трагической тишиной. Эта глава являет собой смысловой и эмоциональный центр произведения. В этой части произведения очень много библейских образов и мотивов. В сюжете о современном мы видим аллюзии к библейским образам Иисуса Христа и Марии-Магдалины.

Эпилог переносит нас в настоящее время, мы снова возвращаемся к тюремной очереди под “красною ослепшею стеной”. Вторая часть эпилога звучит как торжественный хорал, который сопровождается ударами погребального колокола. Благодаря этому мы понимаем, как дорога и важна жизнь каждого человека.

«Реквием» – поэма, которая написана для мертвых и живых. Лирическая тема завершается эпически. Анна Ахматова говорит о теме исторической памяти, о том, что если бы ей хотели воздвигнуть памятник, то она желала бы, чтобы его поставили там, где она простояла 300 часов в тюремной очереди. Это смогло бы увековечить память о всех страдалицах-матерях, которые вместе с ней прошли через все круги ада и прочувствовали гнет сталинской машины.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Женские образы в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Образ Ленинграда в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Образ звезды в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Традиции «литературных памятников» в поэме Ахматовой «Реквием»
  • Трагедия личности, семьи, народа в поэме Ахматовой «Реквием»