Образ маляра в рассказе Шмелёва «Русская песня»


Иван Сергеевич Шмелев – писатель, долгие годы проведший за границей, сначала в Берлине, потом в Париже. Находясь вдали от родины, он писал только о ней: о русском человеке, его душе, о русской песне. Один из его рассказов так и называется – «Русская песня». Именно ему мы сегодня посвятим наше сочинение.

И более подробно остановимся на образе маляра, сурового и строгого мужчины. Шмелев вспоминает случай из своего детства, и маляр играет в нем важную, даже точнее сказать первостепенную роль.

Ну а сначала мы погружаемся в ткань рассказа: видим мальчика и понимаем, что это и есть сам автор. Парнишка ждет наступления лета, пытаясь предсказать его по разным, только ему одному понятным признакам. Вот достали пестрый мешок с летним гардеробом. А вот и появился тот самый рыжий маляр.

Мужчина вызывает в мальчике страх. Да это и понятно. Маляр всегда угрюм, свою работу выполняет грозно, так, например, когда он орудует стамеской, пареньку кажется, что мужчина хочет кого-то зарезать.

И все время он мурлыкает под нос одну и ту же песенку. И слова в ней простые и незамысловатые: про темный лес и стоящую в ней сосенку. Песня маляра перемежалась вздохами, да и взглядывал он все время исподлобья, будто не доверяя никому и внимательно присматриваясь.

Маляр трудолюбив, эту черту автор подчеркивает, говоря о его натруженных ногах и пятках, покрытых серой и твердой кожей.


Но особенно ярко проявляется характер этого человека в том самом случае из детства, который описывает автор.

Дело было так. Маляр отработал, пообедал и решил отдохнуть на крыше сеней. Мальчишки, наш автор и его друг Васька, забрались туда же и решили подшутить над мужчиной. Сначала они щекотали соломинкой его голые пятки, только, как мы уже отмечали, кожа их была такой грубой, что маляр ничего и не почувствовал.

Потом они разошлись еще больше: принесли ведро с краской и начали разрисовывать спящего работника. Раскрасили те самые голые пятки, пальцы на ногах и большие пальцы, обвели кругом щиколотки. А потом Васька нарисовал краской большой круг, обведя им спавшего мужчину. Вот в этом-то кругу маляр и испачкался, когда повернулся во сне. Работник разгневался, но наказал Ваську не строго, оттрепав его за волосы. Автору же удалось скрыться в слуховом окне.

Мальчишки поняли, что маляр совсем и не злой. После этого случая они стали очень дружны. Оказалось, у мужчины тоже подрастает сынишка, наверное, такой же сорванец, как те, которые над ним подшутили.

Наконец-то мальчишки узнали, чем закончилась песня: в ней доброго молодца угнали в дальнюю сторонушку. Маляр так жалобно исполнял эту песню, что казалось, он пел о самом себе. И еще много других композиций исполнил суровый маляр двум парнишкам.

Заканчивая сочинение, хочется отметить, что в образе маляра Шмелев изобразил русский народ. Изобразил именно таким, каков он есть: в грубом одеянии, с суровой и в то же время нежной душой. И заунывный мотив песен этого мужчины заставил автора, да и нас, читателей, тосковать, ждать чего-то…




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Васьки в рассказе Шмелёва «Русская песня»
  • Образ автора в рассказе Шмелёва «Русская песня»
  • Душа русского народа (по рассказу Шмелёва «Русская песня»)
  • Национальный характер в рассказе Шмелёва «Русская песня»