Образ Васьки в рассказе Шмелёва «Русская песня»


Иван Сергеевич Шмелев – писатель с настоящей русской душой, долгие годы живший за границей. Неприятие революции и расстрел сына заставили автора уехать сначала в Берлин, а потом во Францию. Но, находясь вдалеке, он всегда был верен родине, писал о ней.

В рассказе «Русская песня» несколько героев, у двух из них нет имен. Автор с самого начала представляет нам мальчика, который занимается примеркой весенних курточек и штанишек и с нетерпением ждет лета. Автор не называет имени паренька и даже не обозначает, сколько ему лет, но только нам это и не нужно, мы сразу догадываемся, что это и есть сам Шмелев, а перед нами его детские воспоминания.

Следующий персонаж – суровый рыжий маляр, который появляется с наступлением лета, чтобы сделать очередной ремонт. Его тоже не нужно представлять. В его облике заключен образ всего русского народа, национальный дух и колорит. Суровый мужчина с нежной душой, поющий русские песни о темном лесе, сосенке, березоньке, чистом поле, тоскует о чем-то давно ушедшем и заставляет повзрослеть нашего маленького героя.

А вот в рассказе Шмелева есть персонаж с именем – друг автора Васька. О нем следует рассказать подробнее.


Именно с этим героем связан случай, о котором вспоминает автор.

Маляр отработал положенное время, пообедал и решил отдохнуть, забравшись на крышу сеней. Светило яркое солнце, мужчина уснул. Мальчишки последовали за ним и решили подшутить. Предводителем выступал Васька. Началось все безобидно: паренек водил соломинкой по голым пяткам маляра, но они были покрыты такой толстой кожей, что мужчина ничего не чувствовал и даже не пошевелился, продолжая спать. Васька все не унимался, он нагнулся к уху маляра и пропел в него песню. Мужчина только заулыбался, видимо, ему снилось что-то хорошее.

А Васька разошелся не на шутку, он притащил ведро с краской, взял большую кисть и принялся красить спящего мужчину. Сначала раскрасил те самые голые пятки, потом большие пальцы ног и ногти. На щиколотках обвел яркие круги. Но и этого показалось мало хулигану. Васька обвел кистью большой круг вокруг маляра. И вдруг тот перевернулся на бок, замазавшись в краске. Васька рванул бежать, но поскользнулся. Приближалась расправа. Правда, опасения не оправдались. Разгневанный маляр лишь оттаскал шутника за волосы. Он оказался не таким уж и злым. Да к тому же в деревне у мужчины подрастал сын, видимо, такие выходки были ему не новы.

Мальчишки подружились с маляром и проводили с ним все свободное время. Мужчина же пел им свои песни. Все больше и больше русских задушевных напевов узнали ребята, вздыхая, маляр пел о темном лесе, сосне, березке, поле чистом… Что же сделали эти песни, так волнующие душу и сердце? Они заставили нашего героя повзрослеть, посмотреть на мир другими глазами ,увидеть то, чего он раньше даже не замечал.

А образ Васьки, смешного и веселого мальчугана, придумывающего развлечения, нужен автору для того, чтобы показать, как совершался этот процесс взросления, с чего все началось.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ маляра в рассказе Шмелёва «Русская песня»
  • Образ автора в рассказе Шмелёва «Русская песня»
  • Душа русского народа (по рассказу Шмелёва «Русская песня»)
  • Национальный характер в рассказе Шмелёва «Русская песня»