Образ Москвы в повести Булгакова «Собачье сердце»
Булгаковская Москва в повести «Собачье сердце» предстает перед читателем как будто бы она только что «оправилась от болезни». Время, которое описывает писатель, выпадает на послереволюционный момент. Зимняя стужа, мороз и ветра… Улица. На темных переулках продрогшие от холода полуголодные рабочие. Машинисточка, сжалилась и склонилась над умирающим от голода псом.
Москва не блещет. Она как будто бы разделяет участь своих жителей. Уныние и разруха ощущается в каждой улочке и переулке.
На фоне этого, автор показывает и другую сторону Москвы. Рядом безмятежно протекает жизнь, в которой нет нужды и забот. Интеллигенция в лице профессора Преображенского, остается весьма довольна своим положением.
Профессор уже давно готовится к «рискованному» эксперименту. Он долго присматривался к изголодавшемуся псу и очень обрадовался, когда не обнаружил на нем ошейника.
Москва так же подготавливалась к «новой жизни». В городе постепенно происходили изменения. Общественные собрания, митинги и речи с трибуны, пропагандирующие счастливое будущее. Однако будет ли оно прекрасным и безмятежным? Будут ли изменения к лучшему, если противоречия уже давно «прокрались» в мысли и рабочих и интеллигенции.
Каждый район и практически каждая улица имели свой особый «запах». Пес Шарик в этом очень хорошо разбирался. Он как гид водит читателя по Москве, наполненной разными гастрономическими ароматами. И в каждом случае они разные. На одной улице чувствуется стойкий запах Краковской колбасы, в другом переулке рыбный, в третьей запах сырных продуктов. Возле столовой уже давно стоял стойкий запах испорченной солонины.
Однако не только запахи преследовали Москву. Зимняя стужа, тяжелое послевоенное время и ужасные условия для выживания человечества гасили в людях смысл жизни.
На улицах стало очень много беспризорных животных. В основном это собаки. Бродячие кошки в такую погоду встречались редко, потому, что в основном прятались на чердаках и в подвалах. Над животными издевались. Их били, бросались в них камнями, повара обливали их кипятком, как в случае с Шариком.
При всем этом, словно оборванные объявления на столбах, на стенах висели плакаты с лозунгами. Кричащие и провоцирующие обратить на себя внимание, но практически всегда одинаковы по содержанию. Проходящие мимо жители окрестных домов уже не читали и не рассматривали их. А если кому-то из «народа» приходилось обратить внимание на плакат, то на скорее всего сразу опускалась легкая грусть.
Шарик, привыкший видеть Москву только глазами собаки, был вне себя от счастья, когда профессор его накормил. Однако на этом все не кончилось. Шарик попадает к Преображенскому в домой. Квартира профессора состояла из семи комнат и была поделена на зоны: прихожую, столовую, смотровую и тд. Однако именно в этот день сменилось жилтоварищество дома. В связи с этим было проведено соответствующее собрание. Жильцам дома было объявлено, что произойдет уплотнение квартир. Только профессор смог отстоять свои «квадратные метры», на что вызвал гнев со стороны пролетариата.
Образ Москвы очень схож с персонажами повести. Местами город ухожен, аристократичен и с «персидскими коврами». А местами утопает в нищете, жестокости и «помечен» фанатиками социализма.