Образ рассказчика в повести Пушкина «Выстрел»


В повести А.С. Пушкина «Выстрел» особое место занимает образ рассказчика. Именно он описывает Сильвио и его характер, а также рассказывает историю его знакомства с графом Б***. С одной стороны, это позволяет объективно рассмотреть сложившийся между персонажами конфликт. С другой стороны, повествователь не смог передать точные чувства и эмоции участников конфликта: и Сильвио, и графа.

Рассказчик – бывший офицер. Когда он познакомился с главным героем, он еще служил и находился в «местечке», где были только одни офицеры. Как и все, рассказчик часто посещал дом Сильвио, судьба которого для всех была таинственной загадкой. Рассказчик отмечает, что он действительно интересовался жизнью Сильвио, так как от природы своей имел романтическое воображение, а Сильвио казался ему героем таинственной повести.

Повествователь рассказывает о том, что офицеры в доме Сильвио по-обыкновенному пили и играли в карты. С одной стороны, повествователь является обобщенным образом всех офицеров, служивших в «бедном местечке». С другой стороны, рассказчика выделял сам Сильвио. Между героями бывали разговоры наедине, где Сильвио простодушно и приятно обращался к повествователю. Именно ему Сильвио решается поведать историю своего прошлого, так как не хочет, чтобы у рассказчика осталось о нем неправильное впечатление. Это говорит о том, что повествователь выделяется на фоне других офицеров.


Этот факт подтверждает и то, что рассказчик был единственным, кто не забыл конфликт между Сильвио и новоприбывшим офицером. Повествователь не мог выкинуть из головы мысль о том, что честь Сильвио замарана, что он даже не захотел ее омыть. Эти рассуждения мешали рассказчику относиться к Сильвио так, как он относился ранее. Теперь повествователь мог видеться с ним только в компании с другими офицерами, так как ему было совестно глядеть на него. Рассказчик избегал возможного разговора с Сильвио, который хотел объясниться с ним. Все это говорит о том, что честь для рассказчика является ценным элементом личности. То, что Сильвио отказался защищать самого себя от нападок офицера, повлияло на рассказчика. В первой части показана личность волевая и решительная, способная на собственное мировоззрение.

Вторая часть повести повествует о жизни рассказчика в бедной деревеньке, где он поселился, выйдя в отставку. Герою пришлось заниматься хозяйством, что вызывало у него скуку. Все найденные им книги были по несколько раз перечитаны. Рассказчик вспоминал свою прежнюю жизнь, которая отличалась беззаботностью и весельем. Он не мог переносить долгие и одинокие вечера. Рассказчик любыми способами искал развлечения, даже «принялся за неподслащенную наливку», однако он прекратил это делать, боясь стать «пьяницей с горя». Именно от скуки и желания общения рассказчик оказался в имении семейства Б***.

Из разговора с графом можно отметить, что рассказчик – довольно стеснительный человек. Его «одичалая застенчивость» усилилась еще больше, когда в комнату вошла жена графа, отличающаяся своей красотой. Только тогда, когда разговор зашел в нужное русло, повествователь потерял неловкость и стеснительность.

Описанные качества помогают показать реальную личность, а значит, помогают дать повествованию реалистические черты.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Сильвио в повести Пушкина «Выстрел»
  • Образ графа в повести Пушкина «Выстрел»
  • Второстепенные герои повести Пушкина «Выстрел»
  • Проблематика повести Пушкина «Выстрел»