Образ Ратазяева в романе Достоевского «Бедные люди»


В романе Ф. Достоевского «Бедные люди» нашлось место и для проблемы писателей, настоящей литературы. Раскрывается она посредством образа Растязаева. Это сосед Девушкина, чиновник, писатель. Мужчина устраивает «сочинительские вечера», постоянным гостем которых является Макар Девушкин. Именно глазами Макара читатель видит Растязаева.

О внешности, возрасте, семье героя ничего неизвестно, что не удивляет, ведь автор акцентирует внимание именно на писательской деятельности мужчины. Абзацы из писем Вареньке, посвященные рассказу о Растязаеве напоминают рецензию. Правда, кажется, что ее писал профан в литературе, принимающий бездарное, поверхностное чтиво за прекрасные образцы словесного искусства. Такая подача позволяет Ф. Достоевскому показать ироническое отношение к подобным писакам и ценителям их творчества.

Макар Девушкин считает Растязаева прекрасным писателям, но объясняет свое мнение очень интересно: «Ратазяев прекрасного поведения… не то что другие писатели». Его перо, по мнению Макара Алексеевича, «бойкое», а его творенья – «объядение, а не литература». Девушкина не смущает, а восхищает кредо Растязаева: «деньги, батюшка, деньги главное…». Этот девиз вызывает улыбку, ведь всем известна истина, что деньги не вечны. В портрете Ратазяева отчетливо видно оттенки пародии на настоящего мастера пера.


Ф. Достоевский не только дает характеристику герою, но и подает отрывок из его произведения, чтобы читатель мог полно представить этот «талант». Макар Девушкин переписывает любовную сцену в письмо, адресованное Вареньке. Даже название произведения Ратазяева «Итальянские страсти» подсказывает, что это дешевое чтиво. Макар Алексеевич сначала говорит Доброселовой, чтобы та сама оценила «местечко» из сочинения. После этого он делится «местечком» из повести «Ермак и Зюлейка». В этот раз Девушкин сам комментирует его: «маленький отрывочек, в шуточно-описательном роде, собственно для смехотворства написанный».

Далее оказывается, что не только Макар был почитателем творчества этого сочинителя. Собиралась целая компания, которая «со смеху каталась», слушая смешные отрывки. Девушкин хвалит произведения Ратазяева еще и за то, что они невинные, либеральные, без вольнодумства. Во времена Достоевского подобные произведения одобряла цензура. Таким образом, автор «Бедных людей» поднимает проблему цензуры и литературного творчества.

Ратазяев умеет манипулировать людьми. Он замечает, что Макар Алексеевич поет дифирамбы его произведением, и не упускает возможности воспользоваться этим. Девушкин переписывает тексты, не требуя за это платы. Переписчик считает честью помочь «любимому писателю». Ратязаев же не обращает внимание на материальное положение Девушкина, не предлагает ему оплату за работу. Хотя, скорее всего, знает, в каких условиях тот живет.

Образ Ратазяева не интересен с точки зрения портрета или характера, зато в нем обобщен тип бездарных писателей, считающих себя талантливыми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ старика Покровского в романе Достоевского «Бедные люди»
  • Образ Горшкова в романе Достоевского «Бедные люди»
  • Образ Федоры в романе Достоевского «Бедные люди»
  • Семья Горшковых в романе Достоевского «Бедные люди»