Образ России в романе Шмелева «Лето Господне»


Русский философ И. Ильин писал: «Так о России не говорил еще никто». Действительно, в романе Шмелева «Лето Господне» показана Россия середины 19 века во всем ее многообразии. Писатель признается в любви к своей стране, он очарован ее народными традициями, а русские люди поражают своей искренностью, преданностью и мудростью.

Роман показан циклично. Праздник сменяется другим христианским праздником. Каждый день расписан до мельчайших подробностей. В нем слышны звуки колоколов, чувствуется запах блинов, видны ледоходы, раскрыты образы. Всё движется, ничто не стоит на месте. Нужно все успеть: посолить капусту, запастись мясом, нарубить веток.

Для Шмелева главным становится духовное возрождение России. Он считает, что высокие нравственные качества у людей смогут проявиться только тогда, когда мир наполнен добротой и верой в Бога. Воплощают его идеи главные герои романа Ваня, Сергей Иванович, Горкин.

Неслучайно повествование ведется от лица Вани. Это осмысленные воспоминания взрослого мужчины, который устал от разрухи и кровавых дней. Он мысленно возвращается в детство и переживает те благостные минуты радости и скорби. В памяти всплывают картины купеческой жизни, в которое особое место занимает православие. Вся жизнь людей была связана с церковью, религиозными обрядами, духовным становлением.


Красота, суть праздников передается героями правдиво и эмоционально. Читатель будто переносится в то время, когда жители праздновали масленицу, соблюдали строгий пост или дарили милость чужим людям. Кольцевая композиция произведения указывает на то, что жизнь людей идет по кругу. Это создает ощущение гармонии и уверенности.

Россия для главного героя состоит из чистого света, тихой радости, божественной веры. В его душе восторг от того, что кругом все суетятся, запасают продукты на зиму, а вокруг разливается золотой свет. Для Вани Россия противоречива. Морозная, жгучая зима и тепло солнца сливаются в один образ.

Страна возродится только тогда, когда люди будут обращаться к ее истокам, будут соблюдать древние законы и традиции. Вековая мудрость — это ценность, которую нужно беречь, а потом передавать своим потомкам.

Одним из носителей этой мудрости является Михаил Горкин. Он внешне и внутренне похож на святого старца Николая Чудотворца. Его набожность, терпение и любовь к Богу лишь подчеркивают в нем русский православный дух. В его голове содержатся великие тайны старинных обрядов. Своими знаниями и опытом он готов поделиться с маленьким Ваней.

Несомненно, Россия — это Горкин, Василь Василич, кухарка, конюх, трактирщик, мясник, Сергей Иванович. Всех их объединяет любовь к Богу, каждый из них по-своему уникален, вместе они составляют народ, мир дореволюционной Руси.

Таким образом, Россия у Шмелева красива и необычна. Мы погружаемся в обряды и таинства, обращаемся к Богу, когда радостно или грустно. Понять произведение может только исконно русский православный человек. Для остальных образ России чужд и непонятен.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Вани в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Образ Сергея Ивановича в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Образ Михаила Горкина в романе Шмелева «Лето Господне»
  • Анализ романа Шмелева «Лето Господне»