Образ Софьи Алексеевны в романе Толстого «Петр Первый»


Исторический роман «Петр Первый» Алексея Толстого – правдивое зеркало эпохи становления новой России под началом прогрессивного царя Петра I. Автор довольно точно передал колорит тех времен, а так же показал образы важных исторических личностей.

Центральным образом является сам царь Петр I. Но не только на нем сосредоточено внимание в романе. Заметной фигурой есть его старшая сестра Софья. Эта царевна важна еще и потому, что она – главный антагонист Петра Первого в романе.

Впервые читатель видит Софью возле кровати старого царя Федора Алексеевича. Автор акцентирует внимание на том, как стремительно входит Софья в комнату. Она совсем не похожа на грациозную девушку. В ее характере сразу видна жесткость и решительность.

Портретная характеристика царевны соответствует ее нраву – она коренастая, широкоплечая, сильная с большой головой женщина. Привлекают острые зеленые глаза, которые больше подошли бы мужчине.

Когда царевна появлялась на публике, все замирали в ожидании того, что она может сделать или же сказать.


Но было кое-что в Софье, что приравнивало ее к обычным женщинам - это любовь к мужчине. Ее фаворит Голицын покорил навсегда ее сердце. Драматизм был в том, что честные отношения с Голицыным Софья себе не могла позволить. И даже от незапланированного ребенка ей придется отказаться. Голицын для властной царевны был ее ахиллесовой пятой. Хотя показывать слабость даже перед любимым царевна не умела. В диалогах с ним она ведет себе все так же доминирующе, как и с другими. Голицын полностью подчиняется царевне, хотя не из-за искренней привязанности, а только потому, что она для него была возможностью проявить свои амбиции и получить определенную власть.

Настоящую оппозицию царевна ощущает лишь в подрастающем Петре. Младшего брата Софья вначале даже в расчет не брала. Поэтому при встречах с ним вела себя пренебрежительно и высокомерно. Но уже Петр-подросток дает ее отпор.

Софья Алексеевна полна желания получить главную власть в стране. И ее брат – всего лишь «щенок», преграда на пути. Она не стесняется в выборе методов для получения желаемого. Софья умело плетет интриги, мечтает возглавить переворот в государстве.

Царевна изображена автором умной практичной женщиной, хотя и не лишенной слабости.

Жажда власти приводит царевну к решению отправить ослабленное войско на Крым. Непродуманная стратегия приводит войско к поражению. Софья опозорена и теряет доверие бояр и стрельцов. Они перешли на сторону Петра Первого.

Софья продолжает бороться за трон, постоянно пытаясь устроить заговор против нового царя. Даже во время заточения в монастыре царевна строит тщеславные планы.

Алексей Толстой рисует образ царевны монолитно. Софья – сильная умная женщина, и борется за трон она наравне с мужчинами. Некоторые качества царевны достойны уважения, но ее жажда всех подчинять себе пугает.

Софья и Петр – антагонисты. Первая – хранительница старого уклада жизни в России, а Петр - организатор нового.





Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Петра I в романе Толстого «Петр Первый»
  • Образ Натальи Нарышкиной в романе Толстого «Петр Первый»
  • Образ Саньки Бровкиной в романе Толстого «Петр Первый»
  • Образ Анны Монс в романе Толстого «Петр Первый»
  • Образ Александра Меньшикова в романе Толстого «Петр Первый»