Образ царя Салтана в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина


Царь Салтан является одним из главных героев пушкинской «Сказки о царе Салтане...».

Повествование начинается тем, что царь Салтан, подслушав разговор трех девиц, делает царицей третью девицу, а ее сестер приглашает во дворец в роли ткачихи и поварихи.

А.С. Пушкин показывает, что главной жизненной ценностью царя Салтана является семья. Речь именно третьей девицы «полюбилася» царю Салтану, ведь она говорила о том, что если бы она стала царицей, то родила бы царю богатыря. Именно о сыне и любящей жене мечтает царь Салтан. Отправляясь на войну, герой просил царевну поберечь себя. В повествовании несколько раз подчеркивается, что царь Салтан, лишившись возможности быть рядом с женой и сыном, был грустен: князь Гвидон, превратившись в комара, муху или шмеля, видит, что царь Салтан сидит с «грустной думой на лице». Только тогда, когда царь Салтан видит царевну и царевича, он начинает веселиться, устроив большой пир, что вновь подтверждает мысль о том, что причина грусти царя Салтана заключалась в невозможности быть рядом с любимой семьей.


По виду деятельности герой является царем. Царь Салтан представлен как хороший правитель. В повествовании выражена авторская позиция: купцы плывут к «желанной стране», которой управляет «славный Салтан». Царь Салтан дружелюбно встречает купцов, ведет с ними беседы, дивится тем чудесам, о которых говорят купцы. Автор показывает, что во время войны царь Салтан не сидит в своем дворце без дела, он идет воевать наравне с другими представителями народа. В повествовании говорится о том, что царь Салтан «бился долго и жестоко».

В сказке показано, что царь Салтан – довольно вспыльчивый человек, который все же имеет способность сдерживать свой гнев. Когда он получает письмо о том, что царевна родила «не то сына, не то дочь», он сначала гневится, думая о том, чтобы повесить гонца, принесшего такую ужасную новость, но быстро успокаивает себя и принимает решение не делать поспешных выводов, не ознакомившись с ситуацией лично: «Ждать царева возвращенья // Для законного решенья». Это указывает на свойственную царю Салтану справедливость. На нее указывает и то, что царь Салтан дал каждой из трех сестер то, что они хотели.

Царь Салтан представлен как человек, не способный на месть или жестокость. Узнав о том, что в свое время сделали ткачиха, повариха и баба Бабариха, царь Салтан не стал их наказывать. Такие положительные качества, как доброта и милосердие, связаны и с отрицательными качествами царя Салтана: ведомость и доверчивость. Узнав о том, что исчезли его жена и сын, царь Салтан ничего не делает для их нахождения. Приближенными он делает «злых жаб» ткачиху, повариху и бабу Бабариху, не замечая их отрицательные черты. Во время беседы с купцами царь Салтан дивится тому, о чем рассказывают ткачиха, повариха и баба Бабариха, неосознанно подчиняясь их желанию не навещать остров Буян.

Все же в финале царь Салтан не слушается ткачиху, повариху и бабу Бабариху и отправляется к князю Гвидону: «Что я? Царь или дитя? – // Говорит он не шутя: – // Нынче ж еду!». Это говорит о том, что царь Салтан стал лучше, что он перестал быть ведомым человеком.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Образ Царевны-лебедь в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Образ Царицы в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Образы ткачихи, поварихи, бабы Бабарихи в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина