Образы ткачихи, поварихи, бабы Бабарихи в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина


Образы ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи занимают важное место в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».

Повествование начинается раскрытием образов будущих ткачихи, поварихи и царевны. Как и будущая царевна, первая и вторая девицы «пряли поздно вечерком». Первая сестрица говорит о том, что если бы она была царицей, то она бы приготовила пир на весь крещеный мир. Вторая сестрица говорит о том, что если бы она была царицей, то она бы наткала полотна на весь мир одна. Читатель не видит отрицательных черт у героинь, наоборот, у них довольно благие цели: они хотят трудиться ради всего мира.

А.С. Пушкин показывает, что обнажает отрицательные черты ткачихи и поварихи зависть: каждой из них завидно от того, что царевной стала не она, а их сестра. Даже то, что они становятся ткачихой и поварихой при царском дворе, где они могут исполнить то, о чем говорили, не радует героинь. В повествовании отмечается, что в день венчания царя Салтана и третьей сестрицы, повариха злилась на кухне, а ткачиха плакала у станка. Такое поведение героинь говорит не только о зависти, но и о лживости: А.С. Пушкин дает читателю понять, что ткачиха и повариха только на словах хотели помогать окружающим людям и трудиться на благо всего мира, на самом деле они хотели стать царевнами, ничего при этом не делая.

«Зависть государевой жене» толкает ткачиху и повариху на жестокие поступки. Их своеобразной покровительницей становится баба Бабариха, приближенная царю Салтану. Втроем героини опаивают гонца, меняют письмо царевны царю Салтану, отсылая ему письмо, в котором говорится о том, что у царевны родилась «неведома зверюшка». Меняют ткачиха, повариха и баба Бабариха и содержание письма от царя Салтана. Желая «извести» царевну, завистницы фактически подписывают ей и ее ребенку смертный приговор: якобы от лица царя Салтана они пишут о том, что царевну и ребенка нужно поместить в бочку и бросить в океан. А.С. Пушкин показывает, насколько жестоки бывают завистливые люди.


В сказке продемонстрировано, что долгое время ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе удается оставаться безнаказанными. Они даже становятся приближенными царя Салтана. Обращая внимание на то, что героини «около царя сидят и в глаза ему глядят», автор выражает мысль о том, что ткачихе, поварихе и бабе Бабарихе не стыдно за свои поступки, они спокойно, не раскаявшись, смотрят царю Салтану в глаза.

Боясь, что откроется правда, боясь потерять свое место при царе, ткачиха, повариха и баба Бабариха делают все возможное, чтобы царь Салтан оставался в своем государстве, чтобы он не посещал остров Буян. По очереди, во время трех посещений купцов, они говорят о таких чудесах, которые удивляют царя Салтана больше, чем рассказы купцов о чудесном острове Буяне.

А.С. Пушкин выражает мысль о том, что зло никогда не остается безнаказанным. Наказанием за жестокие поступки становятся укусы превращенного князя Гвидон: превратившись в комара, он кусает в глаз повариху, превратившись в муху, он кусает в глаз ткачиху, превратившись в шмеля, он, пожалев очи своей «старой бабушки», кусает бабу Бабариху в нос.

Царь Салтан идет против ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи и отправляется на остров Буян, где он встречает свою жену и сына. Побоявшись наказания, жестокие завистницы «разбежались по углам». Не наказывая ткачиху, повариху и бабу Бабариху и отпуская их, царь Салтан проявляет милосердие, что заставляет задуматься над тем, что и люди, совершившие зло, могут покаяться, что они заслуживают шанс на изменение.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ царя Салтана в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Образ князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Образ Царевны-лебедь в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина
  • Образ Царицы в «Сказке о царе Салтане...» Пушкина